Каким должно быть православное церковное пение?

http://anfir70.ru

Здравствуйте. мои родные.

Вот ещё одно богослужение спели и слава Богу. Начинала петь в субботу вечером вдвоём с Иваном (певчий баритон) и думала уже не запишу никак Степенный антифон Ионафана (Елецких) второго гласа, но видимо очень велико было моё желание, народ «подтянулся» к службе и Степенна размещена в Ютубе. Небольшие «косячки» не помешали мне принять решение на её публикацию.

Осталось 4 глас записать и опубликовать и далее наполняю, вернее дополняю аудио — партиями каждую из них. Позже перемещу их в раздел «Спевка», а возможно сделаю несколько спевочных страниц для каждого типа богослужений (Вечерня, Утреня, Литургия, В.пост и т.д.). Естественно, все будут только с аудио-распетыми партиями для скачивания и удобного разучивания.

Если вас на клиросе двое, в терцию петь не обязательно.

В субботу, когда пели вдвоём 103 псалом Самарина, я заметила следующее. Партитура написана для четырёхголосного состава, но и звучание только двух партий из четырёх слушалось вполне прилично. Это относится к хоровым духовным произведениям, которые написаны не в стиле партеса, а, сохраняя традиции православного церковного пения, имеют некоторую распевность, подголосочность что ли и прочие элементы древнерусского церковного пения, позаимствованные из русской народной песни.

Даже нет, не так, не подголосочность, а мелодичность каждой отдельно взятой хоровой партии. Попробуйте спеть тенора, к примеру с басом, без сопрано и альта у того же Ломакина, Бортнянского и других представителей Петербургской церковно — певческой и композиторской школы. Или альта с басом, как у нас в субботу… Будет что то не понятное и не мелодичное, так как будто не до конца решённая задачка по гармонии одного из студентов консерватории.

И взять, к примеру, песнопение любого представителя Московской церковно — певческой школы или относящего себя к таковой. Спев того же тенора с басом, вы получите полное представление о целостности произведения, о его мелодической и гармонической наполненности. И это не смотря на то, что из четырёх-шести — восьми голосной партитуры звучат только две партии.

Да вы и сами посмотр’ите, я опубликую на днях буквально аудио — уроки с каждым голосом к Степенне 1 гласа Ионафана (Елецких). Каждое аудио будет звучать в двухголосном варианте, где один голос, который разучивается вами — поётся, а другой — играется на фортепиано для лучшего гармонического восприятия.

Так каким должно быть православное церковное пение?

Вернёмся к Степеннам. Мелодизм здесь буквально «зашкаливает» и звучание даже только двух (любых) партий допустимо на клиросе при богослужении. Потому как, если в одном из голосов выдержанные звуки, то в другом обязательно присутствует некоторое мелодическое развитие и движение. Своего рода мелодия и иссон.

И партии все абсолютно имеют самостоятельное музыкальное движение, что нельзя сказать, к примеру, о духовных произведениях гармонического типа. Ведь там предполагается мелодическое развитие преимущественно только верхнего голоса (как правило у сопрано). Все остальные партии играют роль некоторого аккомпанемента к основной мелодии.

Ещё я в себе заметила одну положительную вещь. С тех пор, как я стала служить по седмичным дням в монастыре, это отразилось и на пении в Атаманово. Опять я стала ещё больше ценить то, что оно (Атаманово) у меня есть и петь более спокойно (опять же положительный отголосок монастыря). Не, ну надо же что — нибудь и положительное отыскать в моём монастырском послушании, так пусть будет хотя бы это (спокойствие, только спокойствие). :)

И хотя я своих атамановских певчих постоянно держу в тонусе (не позволяю ни минуты расслабляться), наше атамановское пение (по моему сугубо личному мнению) превосходит пение монахинь в монастыре. Как в певческом плане, так и в духовном. Мне, например, очень трудно молиться при фальши и «шипении» вместо пения, которое раздаётся из уст даже такой высоко духовной и праведной особы, коей является певчая монахиня Безруковского монастыря.

Ведь фальшь на клиросе просто разрушает любой мой, даже самый маленький (если он вдруг у меня грешной появляется) молитвенный настрой. Если песнопение поётся вялым звуком и невнятно проговариваются согласные, зато шипящие и свистящие почему то удлиняются в пении, придавая и впрямь какое то зловещее шипение всему звучащему в храме. То здесь нет молитвы у меня, так как я вся, как струна в напряжении от того, что Богу пою плохо.

Ведь могу себе позволить пропустить вечернее или утреннее молитвенное правило, но когда пение на клиросе совершается плохо и я к этому причастна, переживаю так, как будто произошла моя личная драма или беда. Поэтому всегда строжилась над любым клиросом, с которым работала, не позволяя халтурить и выжимая, порою, все соки из певчих и прежде всего из себя.

Не навреди…

Какое оно, православное церковное пение? Хочешь Богу служить — будь добр выкладывайся на 250% или пошёл вон с клироса! Извините, что грубо, но иначе никак. Иди подсвечники чистить или полы в храме мой. Работа добрым людям всегда найдётся. Потому как негоже тебе православное церковное пение своим козлогласием отношением гробить.

Пой так, как будто завтра тебя не станет, как будто сегодня у тебя последний шанс оправдаться перед Богом за все свои грехи и своим пением хоть немного их загладить и умалить. Ведь храмы наши православные пустые стоят. Особенно в субботу. Особенно в маленьких посёлках и деревнях. И это на Руси Православной?!

У сектантов полторы тысячи за воскресенье народу приходит на богослужение, а у нас в храмах города (со всех вместе взятых) тысяча человек наберётся? Вряд ли… А если ещё и православное церковное пение оставляет желать лучшего… Потому как чтобы попасть в группу прославления (это на нашем языке у сектантов клирос), нужно  настолько постараться и по усердствовать, и это право заслужить! А у нас что?

Аааа… Батюшка благословил петь на клиросе, пойду петь. Хорошо, иди. Но помни о том, Кому и перед Кем ты поёшь. Нет слова «не могу», есть слово «не хочу». НЕ ХОЧЕШЬ — НЕ ПОЙ. Отойди, уступи место более достойному. Даже если этот достойный будет стоять в совершенном одиночестве. НЕ НАВРЕДИ.

Тогда и за православное церковное пение, и за всю нашу Церковь Русскую гордость (в хорошем смысле этого слова) и радость будет в душе у всех, кто пришёл помолиться в православный храм. Ведь там наступит полное отсутствие козлогласия небрежного пения, а вместо этого будет слышен лишь ангельский глас поющих на клиросе.

Нажмите на кнопочки, сказав автору блога БлагоДарю:

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:

Об авторе Алёна Семёнова

Я - Алена Семенова, красивая шатенка из Сибири. Люблю творчество и все новое, что входит в мою прекрасную жизнь. Благодарю Бога за то, что Он позволил мне появиться на свет и заниматься любимым делом. Моё предназначение на этой планете - обучить церковному пению всех желающих приобщиться к церкви и пению на клиросе. Моя цель - преуспеть самой, помочь другим людям преуспеть и оставить после себя яркое, полное и богатое духовное наследие.
Запись опубликована в рубрике Церковный хор с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

18 комментариев: Каким должно быть православное церковное пение?

  1. Андрей говорит:

    Аминь! Не прибавить, не убавить! Помогай вам Бог, Алёна!

  2. Александр говорит:

    Алена, позволю себе заметить , что этот головной убор вам очень к лицу. Спасибо за запись , сразу нашел у себя пару неточностей , мы поем степенны вдвоем , все думал , что степенна 2-го гласа немного не звучит на 2 голоса в некоторых местах .Оказывается , смотрел в книгу , а видел ,соответственно , фигу. :)

    • Алёна Семёнова говорит:

      Да, Александр. Именно Степенны можно петь на два голоса и будет звучать. И петь их можно в любом составе, как сопрано и бас, так и тенора с альтом. Звучит просто супер!!! Ионафан один из лучших авторов духовных песнопений, а его Степенны — лучшие из всех, которые я слышала.

  3. Елена говорит:

    Вы — замечательный регент! Вот смотрю на вас и радуюсь! У меня к сожалению на хоре,все совсем не так…Регент спевки не делает, никого ни чему не учит, ставит перед нами незнакомые ноты и хочет чтобы мы пели с листа…Я вот сама научилась (со слезами конечно и не без труда) петь…сейчас ведущий голос…но вот душа просто разрывается…я же не регент,не могу ничего сделать,люди к нам на хор приходят и уходят — так как прием не очень радушный…Да и пение не всегда радует слух:)
    А вы умница! Помогай Вам Господи!

    • Алёна Семёнова говорит:

      Благодарю, Елена. Не печальтесь, всё будет хорошо. Значит Вам это нужно было пройти(самой всему научиться и понять, что есть хорошее церковное пение), чтобы, к примеру, года через два бОльшую радость испытать вот за эту скорбь. :)

  4. Дарья говорит:

    Спаси Господи!Мы иногда поём 1сопрано и альт-всю службу,ничего,никто не жалуется!Певцы не ломятся-петь некому…Поэтому из дилетантов приходится делать профессионалов..результаты-потрясающие!Было бы желание-и деревья запоют!!!..Спевки,постоянная работа и не говорить себе,что я не могу…Очень важно любить службу,выкладывать всё, что дал Господь-достойно и понятно её озвучить…А с листа читать на службе-кощунство!Самый великий профессионал не имеет на это права!Призываю всех регентов быть максимально строгими к себе и к своему хору,помнить,что служба-не концерт,а прямое общение с Богом и Его Святыми Угодниками!!!….

    • Алёна Семёнова говорит:

      «Было бы желание-и деревья запоют!!!» Это точно, Дарья. «не говорить себе,что я не могу… выкладывать всё, что дал Господь». Я тоже к этому всех призываю, и не только регентов, а всех, кто поёт или читает в церкви или ещё только собирается начать своё служение Богу.

  5. Юлия говорит:

    отличная статья:)

  6. Mария говорит:

    Большое спасибо за статью! Как это знакомо: …»Потому как негоже тебе православное церковное пение своим козлогласием отношением гробить»…а сколько таких певчих!….и никак их не выгонишь…стоят как нерушимая бесовская стена, и просто глумляються над службой вот таким пением….

    • Алёна Семёнова говорит:

      Наболело… Очень наболело. В монастыре,в котором служу так всё обстоит с пением…
      И ничего не могу исправить. Может не хочу? Уже несколько раз спрашивала себя. Видать, не везде и не на всё имею полномочия в этой жизни. А выносить это… Сколько ещё вынесу?

    • Ирина. говорит:

      Правда. Мало того что поют как попало да ещё и звёздами себя считают, регентом пытаются руководить, да и настоятелем тоже.

  7. Лена говорит:

    Алён, а если к середине службы горло перехватывает уже? Было у меня в прошлом (сейчас к сожалению петь возможности нет) — на клиросе одна или в лучшем случае вдвоём с кем-то, кто хорошо если представляет чуть-чуть как петь, сама без певческого образования… К середине службы в горле как наждак уже (особенно в воскресенье, у нас батюшка один, благословлял чтобы всю исповедь (перед службой ещё часа полтора-два) мы пели что-то простенькое). Тут поневоле «закозлетонишь» или сползёшь из сопран в контральто…
    Что делать людям со слабым, легко «устающим» голосом? Как повысить выносливость? Может есть способы расслабления какие-то?

    • Алёна Семёнова говорит:

      Способ расслабления только один — НЕ ПЕТЬ В ХОЛОСТУЮ (во время исповеди вообще петь не обязательно, уставом богослужебным не предусмотрено)

      Лена, скажите, а батюшке Вашему сложно пономарей заставить почитать во время исповеди? Не обязательно молитвы ко причастию на церковнославянском, а можно поучения святых на русском.
      У Вас на приходе наверняка есть люди, которые хотят чем то помочь клиросу, но нет ни слуха, ни голоса, но как показывает практика, эти люди очень хорошие чтецы.
      Попробуйте их приобщить, а батюшке скажите, что если ваш клирос (Вы в его числе) попоёт на исповеди полтора часа, то Литургию потом будет читать шёпотом. Да это так и есть. Нагрузка на голос у Вас колоссальнейшая.

      Говорите с настоятелем, пусть простит Вашу немощь и благословит чтецов. Или пусть потом оплачивает Ваше лечение у фониатора, когда Вы связки свои угробите.

  8. Ирина говорит:

    Алёна, здравствуйте!

    Скажите, был ли лично у Вас опыт пения степенн архиеп. Ионафана Елецких на 2 голоса? Если да, то какие партии лучше совмещать? Если нет, то Ваше мнение, как их лучше спеть на 2 голоса и стоит ли вообще их петь вдвоем? =)

    • Алена Семенова говорит:

      Здравствуйте, Ирина.
      Такого опыта не было, но я лично пела бы тенора и сопрано. Тем более, что мой певческий состав это позволяет. У меня в тенорах девушка с очень низким женским голосом и поет ноты в малой октаве, которые тенорам — мужчинам уже низко петь.
      Хотя и Сопрано с альтом звучит молитвенно и аскетично.

      • Ирина говорит:

        Благодарю за ответ!

        • Ирина говорит:

          Алена, спаси Вас Господи! Я только начинаю петь, хотя и немолоденькая. Петь на Литургии — милость Божия. Как важно имеющим такую возможность ценить это!!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *