Каково это, слушать церковное пение в храме со стороны?

Доброго времени суток, спасающиеся труженики Нивы Христовой.
И снова с вами Алёна Семёнова — регент хора из Сибирской глубинки с обучающим церковному пению и осьмогласию блогом.
Написав предыдущий свой пост о том, что певчие и регенты не имеют ценности на приходах, и стараясь как могут, получают порою незаслуженные «тычки» и нарекания, я и не ожидала того, что бурный эмоциональный резонанс на моём блоге поднимет ещё одну актуальнейшую тему. И это нашло своё развитие и продолжение в комментариях к вышеупомянутому посту.
А чтобы долго не разглагольствовать, приведу вам на обозрение одно письмо, которое такой болью и скорбью отразилось в моей душе, что мне и помыслить сейчас сложно о чём то другом. Текст данного письма мне прислала на почту одна из моих подписчиц Юлия, которая как и я является регентом одного из приходов.
Ведь то, о чём пишет эта певчая, являясь также ещё и психологом по профессии — это, простите, ни в какие ворота не умещается.
Это же надо было так психолога «завести», что от её письма взбудоражило весь интернет! Сначала я хотела подредактировать письмо и в более «мягком» виде представить его вам. Но подумав и решив оставить так как есть, подправила только орфографию.
Не стану долго томить и привожу данные строки из её письма, под каждой из которых подпишусь самолично.
Вот о чём она пишет:

 Крик души или о том, зачем рождённый ползать стремится летать…

 «Ужас! Кошмар! Жесть!!! Порвать бы что-нить и выкинуть, разгромить и заорать!
Люди добрые! Вокалисты и музыканты, и просто те, у кого есть слух!!! Меня  жестоко «изнасиловали» в музыкальном смысле!!! Какого-то бодуна второй регент хора уговорила меня попеть на утренней литургии, прекрасно зная что я и мои подруги из муз.училища, не выносим  «лажи», неправильного пения и т.п.
Какого фига я не ушла оттуда, тихо сходя с ума под вой «народного пения»??
И что вы хотите?!!! Прихожу к утречку (что для меня вообще подвиг), и….набегает 8 бабок-теток. Не, я ничего не имею против бабушек и тетушек, а вот их пение, вернее их ВОЙ и «кто в лес, кто по дрова» убили меня.
УЖАС!  Я ОСТАЛАСЬ БЕЗ УШЕЙ  И ГОЛОСА! И БЕЗ ЧАСТИ МОЗГА, КОТОРАЯ ОТВЕЧАЕТ ЗА НОТЫ И ЗВУКИ!
Блин, трачу время и деньги, чтобы хоть немного научиться петь и не гневить Бога, чтобы Ангелы на службе не падали в ауте сложивши крылышки от моего воя…. Но видать кому-то плевать и на чужой слух, и на чужой голос, да и вообще на других. Ну что ж, это я  еще могу пережить.

Пение в храме или вой с визгом?

НО: я не могу спокойно относиться к тому бардаку, бараньему вою и визгу, именуемым «пением» в БОЖЬЕМ ХРАМЕ! Блин, может кто-то из горе-регентов, собирающих такие «распрекрасные хоры», объяснит мне свои мотивы?!!!  
Неужели не видно, не слышно и  не ясно – КАК это воспринимается со стороны? Неужели такое неуважение к прихожанам пройдет бесследно? К чужим ушах  и слуху?  Почему потом плачутся, что народ не ходит в храм?
А разве не ясно, что овечье блеяние и кошачий вой можно послушать в других местах, предназначенных для этого? 
Но самое главное – ты же стоишь пред САМИМ ГОСПОДОМ!!! Перед Ним, кто дал все, в Его доме, где творится величайшая Тайна – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Через это величайшее Таинство нам дано соединиться с Самим Богом!  
Неужели мы позволим себе перед лицом Самого Творца, перед кем НУЖНО благоговеть,  смиренно молиться?  Неужели перед Ним позволительно выдавать дикие голосовые рулады, хрип и вой,  и такой бардак, хаос, что Ангелы разлетаются и плачут,  а бесы радуются?
Ах, вы ведь с душой поете, да, и эти бессовестные певчие только «копейку сшибают»…   Хорошо, а тогда чего это ваша душа-то воет хуже диких зверей? Неужели не стыдно перед  Ним Самим позволять себе такой крик, вой, перекрикивание других певчих?  

 А ты на своём ли месте?

Каждому хорошо на своем месте! Булочник печет булочки, электрик — мастер по электричеству, строитель строит дом, а ветеринар лечит животных. Кому дан  какой талант, тот его и умножает! 
Так какого такого бодуна люди, не имеющие ни слуха, ни голоса, лезут не куда-нибудь, а на клирос? (а регент, кстати, это почему-то часто позволяет).
Что будет хорошего, если булочник будет строить дом, а вокалист, певчий будет печь булки?  А ветеринар будет заниматься электрической проводкой? Вот-вот.  
Но почему – то в отношении  пения некоторые люди, страдающие отсутствием рефлексии (оценки своих действий со стороны), почему тогда они типа «поют» на службах?
Почему – то часто настоятель решает, что основной хор «жрет» много денег, хотя профессионализм он ВСЕГДА денег стоит, и уж для небольшого храма 2-3 певчих вполне хватит. 
К тому же, часто приходят попеть и волонтеры с музыкальным образованием, и поют неплохо, у них есть хоть какие –то знания.
Но нет, почему – то обязательно, нет-нет, да и при каком –нить храме найдется энтузиаст регент, который наберет таких «душевных» бесплатных певчих, готовых петь «во славу Божию». Вернее, выть и портить уши прихожанам, но ведь это же не главное, да? 
И то, что молиться под этот вой никак не возможно,  и то, что адекватные певчие сбегают, это ничего…. Запустить на клирос обязательно  несколько бабушек, у которых уже из-за старости связки не работают, но которые рвутся переорать единственную пару  неплохих певчих. Наверное считают, что тогда наверняка Господь услышит.
Почему  в одних хорах регент пресекает лажу, начинающие стоят и слушают, или тихонечко поют  и учатся. НО где то наоборот – стоит дикий ор, какофония и беспредел, и люди кто хоть что-то могут в пении, растворяются в пространстве далеко и безвозвратно.

 Можно ли под это молиться?

Мне реально надоело слушать этот беспредел,   а апогеем послужила сегодняшняя служба, на которую меня зачем-то выдернул регент, прекрасно зная, что ни я, ни кто-то, у кого есть хоть немного слуха, не сможет нормально петь  с теми, кто этого НЕ УМЕЕТ. И НЕ хочет уметь-вот в чем беда(!)  
Я на протяжении 3-х лет(!) делала замечания горе-певчим, нашла бесплатных преподавателей-энтузиастов им (!), но воз-то и по сей день там!
Так вот, что хочу сказать:  если не можешь петь – пой в  ванной, в дороге,  на гулянках или в самодеятельности.  А когда стремишься на клирос, подумай: а КАК твое «выступление» оценят окружающие?  В голову такое не приходило?
Что, профессиональные певчие ругаются или смеются? А не приходило в голову что ты реально – полный ноль и тебе надо или очень сильно учиться, чтобы чему – то научиться, либо тогда пой дома или в специальные дни когда поет народ!
Дорогой «певец»,  а ты не задумывался, как ты выглядишь со стороны? Что тебе «кажется», что ты поешь хорошо (и здесь огромная ошибка),  а на самом деле твое пение — мучения для окружающих?
А, ничего, пусть смиряются, да? Они то может и смирятся или просто уйдут в другой храм, где поет хороший хор; но подумай о главном: КАК ТЕБЕ ПРЕД ЛИЦОМ БОГА НЕ СТЫДНО ВЫТЬ?

 Перед Богом…

Почему если мы коверкаем слова молитвы, это грех, но ЕСЛИ МЫ КОВЕРКАЕМ НОТЫ, САМО ПЕСНОПЕНИЕ, ТО ЭТО НЕ ГРЕХ?! Разве это не оскорбительно – так «петь» перед лицом Бога, в Его храме, в Его доме?
Ведь если даже РАЗГОВАРИВАТЬ НУЖНО В БОЖЬЕМ ДОМЕ ШЕПОТОМ, ЧТОБЫ НЕ НАРУШИТЬ МОЛИТВЕННЫЙ НАСТРОЙ ОКРУЖАЮЩИХ,  то неужели подобную какофонию, которую и пением назвать невозможно, ты дерзаешь «творить» в Божьем Доме?  
Даже святые отцы говорили, что если кто-то поет громко и не правильно, то замечание ему можно сделать и маленькому мальчику. 
Неоднократно на качество церковного пения обращали внимание святые отцы, говоря о недопустимости не правильного, не красивого и не стройного пения! Это-позор, это грех перед Богом! Это оскорбление и других людей! 
НЕ можешь петь – предоставь это тем кто умеет, кто трудился и ТРУДИТСЯ в поте лица над качеством своего  пения. Настоящий певчий не сможет без клироса, он будет молиться, каяться, обливаться слезами, УМОЛЯТЬ БОГА и Божью Матерь, и святых послать ему дар пения!
Певчий будет долго и упорно работать, изучать ноты, находить преподавателей, практиковать и практиковаться! Хороший певчий, кому НЕ все равно  как оценит его работу Бог и прихожане, обязательно  будет записывать свое пение  и сравнивать с эталонами – как надо!

 Угождать кому? Богу или людям?

Если человек по настоящему захочет не позориться, а угождать Богу своей певческой службой, то он будет критично относиться к себе и всегда стремиться к совершенству! Если он поет иногда, то все равно будет находить время для занятий!  
При неудачах, кои обеспечены, певчий будет молиться  и плакать, и продолжать работать для совершенствования своего голоса!  Он будет обязательно слушать тех, кто с ним поет, дабы хвалить Бога «едиными устами, единым сердцем», А НЕ ПЫТАТЬСЯ  ПЕРЕОРАТЬ ДРУГОГО!
Если ему сделают замечание люди, более подвинутые в музыке, то он может и обидится, но потом постарается и поймет, что они, в общем – то, ПРАВЫ. Так как если ноты и аккорд звучат правильно, то никто тебе претензий и не предъявит!
 
Отдельная тема про регента. Почему — то в хороших хорах (путь даже сборных, любительских, но поют там хорошо), регент совершенно спокойно на службе «завернет» орущего невпопад горе-певца, и сделает акцент на 2-3 ведущих с хорошими голосами (есть они, есть, не может все быть плохо, только их выживать общим «воем» не нужно).  
Поэтому и поют эти хоры совсем неплохо и  держатся долго. И регент заинтересован, чтобы всем было комфортно.
Но почему – то иногда на правильное возмущение неплохих певчих, регент их же «затыкает». А почему, спрашивается, люди, которых часто просят о помощи (попеть, когда нет основного хора), должны слушать дикий вой абсолютно немузыкальных людей?
Почему должны портить свои уши, голос, слух? Надрывать связки? Почему певчим нельзя возмутиться,  но псевдо-певчим орать можно? Это же катастрофически  тяжело – петь с теми, кто петь ну НЕ УМЕЕТ! Кто не слышит ноты, и не знает их.
Ни один уважающий себя певчий не будет такого терпеть,  в первую очередь потому, что это НЕУВАЖЕНИЕ  К СЕБЕ САМОМУ, к своим наработкам, к своему опыту и практике. 

 Не навреди…на клиросе

Дело в том, что плохое и неправильное пение портит тех,  у кого есть и  слух,  и голос! Это факт! Это как настроенную скрипку расстроить!!! Я не вижу никакого подвига, никакой жертвы в том, чтобы изгадить себе то, что приобретает  певчий с огромным трудом!
Хотят петь прихожане без слуха и голоса – пусть и поют в специально отведенные для этого службы с «народом», это совершенно адекватно. А вот ставить их на клирос, потому что «батюшкина матушка», или «спонсор», или «ну очень хочу петь» , это совершенно глупо, дико и некрасиво.
Некрасиво по причине порчи голоса и слуха другим. Ну вы же не посадите одновременно на урок первоклассника и десятиклассника? Так почему люди совершенно разной степени подготовки должны петь вместе?
Обычно в хороших хорах новички или слушают правильное исполнение, или тихонько поют, но НЕ ОРУТ так, чтобы переорать нормальный хор! А регент «зачем – то» это терпит. Я пыталась понять, ЗАЧЕМ, и не поняла. Потому что:
— петь будет больше некому. (Знаете, как правило, если есть уже один регент и один певчий на ставку, это вполне может позволить себе городской храм.)  И не надо «гнать пургу», что это дорого, служба, спетая  В ДВА ГоЛОСА ЧИСТО И КРАСИВО – УЖЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. И народ НЕ разбежится, а  есть народ-есть и  деньги на хор.
 Почему —  у нас в большом соборе часто на буднях поют и в два голоса, (ну бывает, не пришли певчие), и  ничего,  КРАСИВО И ХОРОШО, т.к. регенты и основные певчие МОЛОДЦЫ. НО почему некоторые регенты считают что «нужно много» народу?  Вот хоть  убей не пойму!!!!  ЧТО, ДЕЛО РАЗВЕ В КОЛИЧЕСТВЕ???
Да нифига, ДЕЛО В КАЧЕСТВЕ!!! И лучше пусть один или два человека красиво споют службу, чем загнать на клирос стадо блеющих баранов и воющих так, что вой волков совершенно спокойно сама назову прекрасными звуками по сравнению с ахинеей, вырывающихся из уст горе-любителей. (а вообще волки реально классные и хорошо поют :)

 Делай то, к чему призван и что умеешь делать качественно.

Так что, повторюсь, пусть булочник булочки печет, а певец поет, и если булочник полезет в музыку, а певец в кулинарию,  ничего хорошего не будет.  МЫ же возмущаемся, когда еду готовят дилетанты?
Так какого хрена, извините, «музыкальные блюда», высокое красивое творчество, пытаются выполнить полные нули? Куда смотрит регент? Ему что непонятно, что такое дурацкое пение только отпугнет прихожан? Может и непонятно.
 
Поэтому, как профессиональный психолог и бывший рекламщик, попытаюсь подсказать ЧТО ДЕЛАТЬ:
 
— итак, делая что – то, ЗАДУМАЙСЯ: КАК ты сам себя оцениваешь.
— КАК оценят твои поступки и действия люди.
— КАК оценит твои действия Бог.
 
Так вот, если хотя бы по одному пункту стоит минус, то иди и учись. Работай, паши, молись – Бог, видя твое искреннее намерение и усердие, даст тебе дар пения. А потом музыка будет сама играть в твоем сердце, и ты уже будешь петь и  сердцем тоже. 
НО перед этим —  пахать, пахать, пахать и   пахать! Потом и кровью, жестко, потому что никак иначе! ВСЕ БОЖИЕ ДАЕТСЯ НАМ С ТРУДОМ.

 Перекрестись, если кажется

А все, что «кажется» — креститесь, это от лукавого. Кажется, что ты поешь хорошо – перекрестись и послушай мнения со стороны. Обидно стало? Сделай качественную запись своего соло. Ужас? Иди работай.
Не можешь – не лезь на клирос. Или займись тем, что у  тебя получается лучше. Хочешь продолжить – иди учись. Дорого? Заработай. Нет возможности? Полный интернет обучающих музыке и вокалу уроков. Не можешь пользоваться интернетом? Дети, и внуки, и знакомые могут и помогут.
Слушай правильное, красивое исполнение. И перестань осуждать профессиональных певчих – они положили титанические усилия, чтобы петь легко и свободно. Это факт. Нам и в музыкальной школе повторяли, что «1% — ТАЛАНТ, 99% — ЭТО ТРУД».
Это факт.  
Я лишь передаю тебе общественное мнение, мнение тех людей, кто в силу природной вежливости не скажет, насколько тяжело ему молиться ПОД ТВОЕ ВОВСЕ НЕ МОЛИТВЕННО ПЕНИЕ. ДА, правда далеко не приятна. Но мы, христиане, ведь не для приятности здесь живем, а для борьбы с грехами!
Поверь, начинающий певчий, тебе лишь кажется, что профессионалы  на клиросе «не духовны». Это огромное заблуждение, через которое дьявол нас искушает, чтобы нас приподнять «а мы-то поем от души,  а эти негодяи за деньги».
Во-первых, пением на клиросе хорошо не заработаешь. Это факт.
Во-вторых, выдержать искушение (не любит дьявол клиросного пения)  сможет далеко не каждый певец. А вот тот, кто искренне предан Богу, кто кается и Причащается, кто не мыслит жизни без молитвы и хвалы Богу, тот  И ОСТАНЕТСЯ НА КЛИРОСЕ!
Может и не супер-церковный человек, но в силу характера гармоничный и уравновешенный:)
А те небольшие деньги, пожертвования, на них можно очень скромно прокормиться, но не более!!! Ведь певец годами учился музыке, школа, училище, консерватория! Вот-вот, а для чего тогда нужны эти учреждения? Молились бы все и  пели ангельскими голосами.
Меня как-то обвинили в «отсутствии смирения». Что верно, то верно, я увы, не отличаюсь смирением. Но есть и  ложное смирение, когда мы молча соглашаемся с такими вещами, о которых стоило бы кричать и возмущаться. 

 Хочу чтобы служба в храме отправлялась качественно во всех отношениях

Поэтому я не буду смиряться с плохо отслуженной службой, с испорченной службой, у меня внутри все противится этому.
И еще буквально,  я долго плакала из-за испорченной Рождественской службы: нам «подсунули» двух непрофи, которые, мало того что, постоянно мешали, сбивая с тона, так и еще абсолютно  не реагировали на знак регента «молчать», прямо орали дурными голосами, да еще одна пришла с температурой 38 и хриплым голосом.
Это что? И еще они  хихикали на клиросе, толкались и «завывали». Бог свидетель, как горько, что тебе испортили службу, к которой ты готовишься, а другие почему-то…нет :(
А  апогеем было то, что эти «горе-певчие» еще дико обиделись на меня за замечания(!)   Ну  почему бы им  вместо обид, не прийти в муз.училище  и не спросить профессионалов о том, как они поют? (!)
 
Но я утомилась. Выразить, что хотела я выразила, пожаловаться – пожаловалась.  Желания осудить кого-то или унизить у меня не было, наоборот, есть горечь и печаль из-за того, что творится  в наших храмах (слава Богу, далеко  не во всех).  
Я тоже раньше считала,  что пою хорошо, пока не сделала аудиозапись своего пения. И обижаться стало не на кого, разве только на себя. А вместо того, чтобы обижаться, лучше учиться музыке и пению. Аминь.
 
Как нельзя актуальнее о сей проблеме  говорит этот известный стих, сочиненный, видимо, в порыве вдохновения  кем – то из певчих:
 (И это не особо  смешно, а, скорее грустно)

 Басня одного из КРЫЛОВшан:

О жадных настоятелях и любительских «хорах» — реалии нашего времени:
 
«Медведь, козёл, корова и овца
приглашены на клирос были лично
попом Василием (он был  экономичным 
и очень не хотел платить певцам,
герои ж нашей басни были рады
«во славу Божью» петь и без награды).
 Хор певчих птиц немедля был уволен,
отец Василий счастлив и доволен.
 
Медведь ревет на «ми», козёл торчит на «си»,
мычит корова «ми» с потапычем в октаву,
овца же блеет «соль»; аккорд звучит на славу:
святых, как говорится, выноси.
 
Отец Василий их терпел полгода
(за это время разбежалось пол прихода),
и наконец на клирос он залез
и тако рек: «Сей скотский вой и стон
мне надоел. Отныне пойте в унисон.
Долой партес!»
 
Ну, делать нечего. И наш квартет всем хлевом
поёт всю службу знаменным распевом.
Вновь тает, словно вешний снег, приход,
а с ним — отца Василия доход.
 
Тогда на ум попу приходит новая идея —
«Скажу я так, о благочестии радея:
«На клиросе не место вам, уродам!
Теперь петь службу будем всем народом».
 
Квартет любителей тотчас расформирован,
народ сим начинаньем очарован,
приход растёт, доход растёт,
и всяк как хочет, так поёт.
 
Отец Василий затыкает уши ватой
от этой музыки немного жутковатой,
но в остальном — довольны все вполне.
 
Где в басне сей мораль? Её тут нет.

Подводя итоги….

Такое вот злободневное письмо, которое нашло отклик и в моей душе. Поэтому опубликовала его полностью. От себя добавлю, я тоже, как и автор письма не переношу фальши в виду своего утончённого абсолютного слуха, который позволяет слышать аккорд из пяти звуков одновременно.
Не хочу никого осуждать, но и терпеть пение рядом с собою тех, кто считает, что всё уже знает и учиться ему не надо(это я о матушке Кире, что в Безруково «поёт»), терпеть козлогласия не буду. Либо изменю всё и улучшу на клиросе данного прихода, либо уйду без сожаления и ропота.
Ведь для чего весь этот мой блог? Зачем столько выложенных песнопений, разложенных по голосам на аудио? Это если бы я села рядом с малограмотным певцом и многократно пела ему на ухо его партию вместе с ним. И играла на фортепиано другую партию, чтобы он лучше усвоил свою в гармонии. Пела бы с ним до тех пор, пока не охрипла.
Но не нужно мне теперь голос свой измождать, как я делала это ранее, работая с певчими не профессионалами. Есть аудио и оно сделает всю эту рутинную работу за меня и вместо меня, оставив мои связки целыми и здоровыми. Вам просто нужно включить запись своей партии и петь, петь, петь вместе со мною…
А потом можно записать то что выучено (отдельно на аудио) и мне прислать с вопросом:
«Послушай, Алёна, и скажи, правильно ли я пою или что то не так? Помоги, исправь меня, я хочу петь на клиросе качественно. Потому что чувствую в себе силы и огромное желание славить Бога в песнопениях и согласна(сен) ЭТОМУ УЧИТЬСЯ ПОСТОЯННО.»
Так нет же!!! Ну зачем себя любимую(мого)утруждать? Я же молюсь, значит Бог даст мне и церковное пение правильное.
НЕ ДАСТ! И НЕ ЖДИ!
Сам подойди и возьми, так как права автор письма(певчая — психолог):
Курсов, обучающих вокалу и музыкальной грамоте в интернете полным полно. Но не охота. Лень. Это ответственность. Ай, как-нибудь спою, и хорошо.
Вот и получается, что поём Богу плохо, раз фальшиво интонационно, то какая здесь может быть душа в пении и и молитва?
Я точно при таком пении из храма убегу, не смогу стоять и слушать, тем более под это молиться.
А вы, мои родные? Как вы на это смотрите?

Нажмите на кнопочки, сказав автору блога БлагоДарю:

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:

Об авторе Алёна Семёнова

Я - Алена Семенова, красивая шатенка из Сибири. Люблю творчество и все новое, что входит в мою прекрасную жизнь. Благодарю Бога за то, что Он позволил мне появиться на свет и заниматься любимым делом. Моё предназначение на этой планете - обучить церковному пению всех желающих приобщиться к церкви и пению на клиросе. Моя цель - преуспеть самой, помочь другим людям преуспеть и оставить после себя яркое, полное и богатое духовное наследие.
Запись опубликована в рубрике Церковный хор с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

93 комментария: Каково это, слушать церковное пение в храме со стороны?

  1. Юлия говорит:

    Алена пишет: «Так нет же!!! Ну зачем себя любимую(мого)утруждать? Я же молюсь, значит Бог даст мне и церковное пение правильное.»

    вот вот. Дык давайте сядем на землю и будем молиться чтобы Бог еду послал, вместо того чтобы землю обрабатывать и растить урожай (с молитвой, естественно)
    то же с пением… ии-эх! Помница, говорил мне мой педагог из училища про случай, когда известного певца (вроде Шаляпина?) извозчик спросил:
    — барин, а ты кем работаешь?
    — пою, — ответил певец.
    — да не, барин, я когда выпью, тоже пою, а работаешь-то ты кем?!!!

    :):)

  2. Евгения говорит:

    очень рада что нашла тебя Алена \как по крещению\. самоучка, муз. образов. нет,но пение на клиросе для меня самая большая награда Бога . завидую профессионалам молодым\ у меня увы этого нет,но могу карпеть с удовольствием.очень понравился мастер класс А.Ф.Ведерникова. помоги тебе Господь в твоих начинаниях .Евгения

  3. Лена говорит:

    Что наболевшее, то наболевшее. Лично я всегда боролась за чистоту пения, хотя доставалось это очень дорого — хористы почти все даже нот не знают. С ними бы спевки каждый день проводить, да, к сожалению, хоть бы раз в неделю удалось. А на спевке еще мелодии четко не выучили (ну не развита у них музыкальная память), а пытаешь им основы вокальной техники объяснить. И что делать, приходилось петь с кем Бог послал, и ссорились и плакали, и сколько было попыток уйти с клироса, но с клироса никого не выгоняла, извинялась, объясняла свое недовольство и бралась вновь за работу, пытаясь из ничего создать что-то. И надо сказать не так уж плохо мы пели, по сравнению с тем, что бывает. Хотя, если сказать откровенно, тех служб, которые мне действительно нравились (слаженных, выстроенных по интонации с более-менее вокально оформленным звуком) можно по пальцам пересчитать и это за 13 лет. Были те, которые не согласились — ушли, и недовольных было много. Те кто остались, выдержали, теперь вспоминают меня добрым словом — ждут возвращения (из декрета).
    А бывает вот что: как-то, в годы моей учебы в регентском, пригласил меня и одну мою однокурсницу один сельский батюшка петь по субботам-воскресеньям. Так мы службы три там пропели — больше не выдержали. Мы с ней вдвоем очень внимательно слушая друг друга пытались держать терцию на фоне «какафонии». И несмотря на то, что мне доводилось петь (в основном по храмовым праздникам) где-то 20-ти сельских храмов (не меньше), такого пения как в том селе, нигде не доводилось слышать. Года 3 назад, довелось проездом заехать в вышеуказанное село — по крайней мере можно слушать, не затыкая уши.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Слава Богу, что там в деревне, где какафония, пение стало приемлемым.
      Мои красиво спетые службы также можно по пальцам пересчитать. Потому как за фальшь и ошибки в пении, чтении и уставе я спрашиваю прежде всего с себя.
      Вопросов много. Было и хорошее в пении, но я всё время неудовлетворена звучанием моего клироса. Я очень благодарна своим певчим за помощь и сослужение в храме, но неудовлетворённность растёт с каждым разом.
      Я хочу всё лучше и лучше.
      А после Пиккардийцев вообще считаю, что нам нужно ещё многому учиться и совершенствоваться, совершенствоваться и совершенствоваться…. =)

      • Лена говорит:

        Мне «Пиккардийская терция» тоже нравится. Да, конечно, в пении как и в любом другом деле нет предела совершенствованию. Но одно дело, когда хочется лучше и лучше. А другое дело, когда учишь-учишь одно и тоже, и даже это одно и тоже от службы к службе чище не становится.

  4. Юра Aзаров говорит:

    На счёт письма Юли, очень горько, но зато ПРВАДА. на самом деле проблема в том чо найти людей подходящих к след. требованиям сложно, мягко сказать.( верующих, с муз. образованием, свободных во времени , с хорошими голосами , чтоб любили церковное пение и т.д.). поэтому иногда поют бабушки как могут ,не закрывать же Храм. Лучше аккуратно читать всю службу раз нет певчих ну это только моё мнение наверное так (читать) нельзя, по уставу. Остаётся надеятся на помощь с Выше на промысл Божий.

    • Юлия говорит:

      да уж, Юра… я вот все пыталась понять — почему к пению подход не такой серьезный? и считаю, что как нельзя лучше, отображает отношение нашего народа к пению следующая история:
      «Известный анекдотический случай, произошедший с гениальным Шаляпиным: Однажды случайный извозчик взял да и спросил его «для поддержания разговора»: — А ты, барин, чем занимаешься-то? — Да я пою, — скромно ответствовал артист.» Экий ты смешной! — усмехнулся извозчик, — Петь-то мы все поём, а вот работаешь ты кем?»

  5. Юля говорит:

    Прочитала статью. Очень злободневно. Особенно, если учесть, что в нашем хоре самый непрофессиональный человек в музыкальном плане — это сама регент. Устав, ход службы, она знает прекрасно. А петь не может. Фальшивит так, что хоть святых выноси. И кто же у неё виноват? Догадываетесь? Певчие, конечно) Правда, из всех певчих петь по нотам могут два с половиной человека. Петь с листа не может никто. Голос поставлен только у одной певчей, но она умудряется фальшивить, сбиваясь на чужую партию. И! Каждый считает, что поёт правильно и лучше всех. В итоге, получается застольное богослужение. В хоре 8 первых голосов и один второй. Правило службы такое — поём во весь голос, чем громче и голосистее, тем круче….((((
    Я абсолютно согласна, Алёна, с Вами в том, что вина такого безобразия практически целиком и полностью лежит на настоятеле. Он это терпит и допускает. А мы…. Мы попробовали повоевать и успокоились. Ничего не изменилось. Ничего. Служба идёт — да и ладно. Голоса садятся и портятся — чай не в консерваториях поём, нечего из себя строить «певиц». Вот и вся недолга. О настоящем пении можно только мечтать и слушать периодически, обливаясь слезами от бессилия.
    Простите за многословие. Тоже крик души.

    • Юлия говорит:

      :(

    • Юлия говорит:

      Юля, а может у вас рядом есть какой-нить музыкант, кто позаниматься сможет с хором?

      • Юля говорит:

        музыканта найти можно, только ведь против регента не попрёшь. субординация , смирение, православное крепостничество…. назовите как хотите. а регент считает себя профи. почти 20 лет на клиросе поёт! не хухры-мухры.

        но уроки Алёны я обязательно буду смотреть. особенно, спевки, которых у нас не бывает в принципе. только если срочно надо что-то выучить.

        • Алёна Семёнова говорит:

          Спасибо, Юля =)

        • Людмила говорит:

          юлия если вы православие называете крепостничеством, то Вам не стоить петь в церковном хоре, вы же не сможете от чистого серца прославлять Бога….

          • Алёна Семёнова говорит:

            Людмила, а Вы можете решать, кому петь в церковном хоре, а кому нет? =)
            И по каким критериям это мерится: от чистого сердца или от грязного человек в храме Бога прославляет?
            Может и у меня оно не чистое, так что из того? Мне уйти из храма? Так как, по Вашему, мне и близко нельзя на порог. %) *CRAZY*
            Ведь я из разряда тех певиц, что в храме за деньги поют…

    • Людмила говорит:

      я прочитала вышеизложеное, и у меня возникло чувство, что вокруг какието все горделивые певцы, конечно легко обвинить настоятеля или регента, а вот когда священник приходит на службу, а службу то служить нескем, все эти напыщеные и горднливые пивцы знают себе цену, на каких-то подработках и т.д., мол мало платите, а с чего платить с этих же бабушкиных последних копеечек, а то что храм в глубинке не может себе позволить роскошь городских храмов. Вот и прихотся настоятелям мучаться с тем, что Бог послал. А попробуй нацди сейчас «музыкально образованного» человека желающего петь на клиросе ВО СЛАВУ БОЖИЮ! единицы и то невезде, так что не нужно слишком гордиться свом голосом и наезжать на тех кто на сколько может прославляет БОГА, и не гневайте своми горделивыми выкриками Господа, а то Господь дает голос, он же его может и забрать, и я слышала непрофессиональные хоры, некоторые поют еще так себе более мение нормально….

      • Юля говорит:

        Людмила, я не называю Православие православным крепостничеством. Я пишу о негативных явлениях в православной среде. Православное крепостничество — одно из таких явлений. Вы работаете в храме? Мне почему-то кажется, что нет. Я в храме уже почти 5 лет. И, поверьте, знакома со спецификой работы в церкви не понаслышке и не по книгам и не по собственным рассуждениям. Церковь — это на самом деле не собрание святых, а толпа кающихся грешников. И прежде, чем попасть на клирос, я прошла мытьё полов, трапезную и воскресную школу. Более того, я уволилась с мирской работы и сейчас полностью посвятила себя работе в храме. В церкви остаются только те, которые видят Христа, а не людей. Именно поэтому, когда видишь вопиющее неблагоговение и небрежение по отношению к любому событию в Доме Божием, появляется вполне закономерное возмущение. Ведь это же преступление, служить с небрежением. На нашем клиросе ситуация именно такова. И храм у нас городской, а не сельский. Вы думаете, что небрежение не заразно? Ошибаетесь! Очень заразно! И болтовня во время службы и хихиканье, я уж молчу о воплях, которые именуются пением. Ведь, порой, хочется прямо во время службы развернуться и уйти и единственная мысль в голове: «Когда же это закончится наконец». И я участвую в этом наравне со всеми. Я не оправдываю себя нисколько.
        Ни о какой напыщенности и горделивости речи не идет. Какая горделивость, если голова трещит от общего ора? Разве это молитва? Вы думаете сердце не болит за то, что мы делаем? Ведь всё, что пишется в этом блоге именно от радения за дело! Петь надо молитвенно и благоговейно, разве Вы не согласны? Пусть без академического пения, пусть без профессионализма, но благоговейно! А ведь это слово совсем ушло из нашей жизни.
        Простите моё многословие, но из храма я никуда не уйду. Есть предназначение и противиться ему ни к чему. Да и не получится. Я пыталась работать в миру. Моё место в храме. Дай Бог, чтобы к нам вернулось благоговение и смирение! Дай Бог!

        • Алёна Семёнова говорит:

          Юль, у меня сейчас такое состояние. Я не могу и не хочу терпеть блеяние, которое в храме «пением» зовётся. Потому что это НЕВЫНОСИМО!!!

          Знаешь, раньше к своим певчим строгая престрогая была. А сейчас по сравнивала пение разных приходов и как только хочу «рявкнуть» за очередную «лажу» на своих атамановских, сразу замолкаю и думаю: «Алёна, скажи спасибо за то, что ты не одна в храме поёшь, а с певчими, что они стараются как могут.»

          И успокаиваюсь тут же, потому что вижу, что они если и ошиблись, то сделали это не специально.
          Может в Безруково тоже стараются как могут? Только я этого не вижу?

          Как сделать, чтобы не навредить и в то же время исправить к лучшему?
          Ведь я слышу ВСЁ! Зачем мне тогда этот слух? И зачем я тогда на этом фальшивом клиросе, если там ничего сделать не могу?
          Поэтому и хочется убежать от скорби и бессилия….

          • Юлия говорит:

            мдааа, сочувствую :( может, в Безруково и стараются как могут, я не знаю. Люди разные — бывает, кому-то понять нужно 5 минут,а кому-то и пять лет. А кому-то и жизни не хватит-понять :)
            —«Как сделать, чтобы не навредить и в то же время исправить к лучшему»—
            сама мучаюсь этим вопросом давно. Похоже, всем не угодишь.
            —«И зачем я тогда на этом фальшивом клиросе, если там ничего сделать не могу?»—
            а что ты можешь сделать, если человек не хочет (не может) брать? В трехлитровую банку пять литров не вольешь, это я у вас в Новокузнецке еще услышала :) жили бы мы рядом, то к тебе со мной прибежали бы люди, которые готовы пахать до седьмого пота — лишь бы петь научиться. Ну не всем это надо…что делать :(
            —«Поэтому и хочется убежать от скорби и бессилия….»—
            у тебя свой замечательный хор есть:) и полно твоих учеников здесь, в сети :) :) :) мы тебя любим!

          • Юлия говорит:

            :-D :-D :-D *YAHOO*

        • Юлия говорит:

          Юля (моя тезка) очень хорошо написала. :)

          • Алёна Семёнова говорит:

            Спасибо, девочки…Не страшно. Переживу.
            «проще пойти на эстраду. И славы больше, и денег больше.» А что, Юля, хорошая мысль.
            Песни уже есть, певица тоже :-D
            Осталось только на эстраду выйти и ву а ля.
            Заодно сразу и надобность в спонсорах у нашего батюшки отпадёт.
            Чем я тогда не спонсор? 8)

        • Галина говорит:

          Лучше бы вы вообще не пели, было бы намного лучше, развели тут базар, ни у одного ни скромности, ни смирения нет, лицемерки и фарисеи.. А уж о человеколюбии любви к ближнему и не пахнет. Похоже. что в вашей церкви Бога давно нет, кроме вашего пения и базара. Бог в душе у доброго человека!

          • Юлия говорит:

            Галина, если человек не умеет петь и не хочет учиться — нечего бесов радовать своим воем! Бог каждому дал свой талант, и если нет таланта к пению — нечего мучить уши прихожан своим воем! А Вы я смотрю прямо праведница — всех пришли осудили ядом набрызгали, видимо правда глаза колет. Вас саму видимо с клироса за козлогласие поперли, вот и беситесь.

          • Юлия говорит:

            «Похоже. что в вашей церкви Бога давно нет, кроме вашего пения и базара. Бог в душе у доброго человека!» — дык конечное, Бог в душе у такой «святой» как Вы, где ж еще:) вон дар прозорливости так и брыжжет::):):)

      • Юлия говорит:

        Мда, Людмила… Вы похоже своем невнимательно прочитали что обсуждается. А «увидели» лишь то, что Вас «зацепило» и все — дальше здравый смысл у Вас отключился.
        Вы пишете: «я прочитала вышеизложеное, и у меня возникло чувство, что вокруг какието все горделивые певцы,»

        Чувством ооочень легко обмануться, об этом еще святые отцы писали. Чувство.. а разум где? логика — где? Ну да, проф. певцы — «горделивые», а Вы, значит — смиренная и хорошая? Взяли так просто, и осудили ближнего-не зная ни людей, и НЕ видя их мотивов. И откуда такое чувство тогда? не от лукавого ли?!
        Вообще, причем тут «горделивость»? — то, что певчие здесь возмущены разгильдяйством отношением некоторых певчих к службе Богу? То, что здесь обсуждается важность хорошего пения?
        —«А попробуй найди сейчас «музыкально образованного» человека желающего петь на клиросе ВО СЛАВУ БОЖИЮ!»—
        а Вы его В СЕБЕ найдите — этого «музыкального, воцерковленного» певчего!! Станьте профессионалом, вместо того, чтобы в интернете «учить разуму» тех, кто далеко ушел от Вас в пении. Вот я 100% уверена что петь Вы толком не умеете, и Вас неоднократно ругали за это. Так идите занимайтесь, чего тут словоблудие разводить! Ваш коммент только показывает что Вы — неофит. Я когда «сопли на кулак мотала», оттого что на клиросе ничего не получается, так только и бегала по преподавателям и хорам заниматься, а в интернете только учила песнопения церковные и вокал, и мне в голову не пришло кого-то поучать,тем более тех, кто давно поет и регентует.
        —«и не гневайте своми горделивыми выкриками Господа, а то Господь дает голос, он же его может и забрать»—
        а Вам не стыдно гневать Бога своим «воем» на клиросе? не стыдно «радовать бесов» бараньем воем? Портить службу? Портить уши прихожанам? Оскорблять певчих » што они деньги гребут»? Да какие деньги на клиросе? Это на мирской работе можно бабла срубить, а на клирос идут по призванию.
        Люди, кому Господь дал голос, поэтому и борются за качество церковного пения, а не «кичатся» голосом. Вы очень заблуждаетесь, Людмила, думая что в церкви задержатся случайные люди. Не задержатся. Чтобы «погордиться голосом» проще пойти на эстраду. И славы больше, и денег больше.

      • Юлия говорит:

        как же надоел это «плач» про деревенские храмы и «несчастные копеечки»! кто ж спорит, если в деревне 3 бабушки и все! Только таких мест-то мало!!!
        Обычно деревенский храм прикреплен к городскому, и батюшка, ездя служить, берет с собой пару хороших певчих из города. Или «деревня» включает в себя несколько тысяч человек, половина — коттеджи, какие там «копеечки бабушек»? Эти храмы существуют на пожертвования меценатов, и хор тоже. А если храм в поселке где завод по производству меха, или добыче нефти? Уж точно с голоду там никто не помрет. В деревне, куда я ездила на Пасху, на службу 200 чел. пришло, что, храм не проживет? Тем более, что у попа этого — 3(!) деревенских прихода. И певчие кстати, все от денег отказались, приехали для души петь, половина — бывшие регенты, просто им приходится работать в миру, а выложились на службе «на все 100».
        В деревенские приходы часто волонтеры из муз.училищ или консерватории ездят, им же надо практиковать где-то, многие из них верующие.
        Короче, дело вообще не в том, где находится храм. И в городе можно услышать вой, и хихиканье на клиросе. И в деревне можно услышать ангелогласие. Дело в нас самих, как мы стараемся служить Богу. А вот тем певчим, кто «поет во славу Божию», уж точно НЕЛЬЗЯ оправдывать себя тем, что «поют бесплатно и так сойдет». Не сойдет. Алена как-то очччень хорошо заметила, что певец должен быть «недоволен собой, своим пением». Нет предела совершенству. Именно эта мысль и проходит красной нитью через весь Аленин блог, но некоторые упорно не хотят ее видеть :(

        • Юлия говорит:

          клирос это очень важно, первое что слышат прихожане приходя на службу — хор!!! и ангельское пение, чистое, молитвенное притянет человека в храм еще! А плохое-оттолкнет! а будет народ, будут деньги и на хор :)

  6. Таисия говорит:

    могу себе представить какофонию, услышанную автором письма, если она породила столь объемный крик души…
    в нашем приходе в свое время похожая проблема была — много бабуль с дребезжащими голосами и ни одного человека (регент просто обладала абсолютным слухом и хорошей памятью) с хотя бы музыкальной школой за плечами. Все голоса, ВСЕ — на память!!! Сейчас состав получше, но непостоянный (2 опытных, 3 дилетанта). Слава Богу, что нашла ваш сайт, не оставляю надежды, что сможем наконец собраться на спевки, восполнить пробелы и над звукоизвлечением поработать. Правильно сказано — лучше в терцию, но чисто, чем… джазовая импровизация

  7. Елена Яковлева говорит:

    Здравствуйте,Алёна! Виртуальная встреча с Вами и возможность учиться правильно петь на клиросе с вашей помощью,посчитала Божьим Даром.Урок с дыхательными упражнениями,вот с чего начала.А сегодня зашла в блог и узнала последние»новости».Пою на клиросе немного времени,спевки короткие и с небрежением проходят.А так хочется научиться правильному и красивому пению. Ваше размышление взять тайм аут очень понятно. Вы вправе заниматься тем от чего душа «поёт». А время расставит все на места.Не закрывайте,пожалуйста,свою страничку совсем, я поработаю над тем материалом,что имеется на сегодня.Пока мне понятно, а там…?! Что касается переводов, то без комментариев,скажите куда. Вы УМНИЧКА! Поверьте,что скажем это от чистого сердца Вам. Успехов, помощи Божией, здоровья телесного и духовного. *ROSE* *ROSE* *ROSE*

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Елена.
      Огромное Вам спасибо за добрые слова. Не могу передать все слова и эмоции, которые испытала за эти дни, но огромное спасибо всем, кто откликнулся и поддержал. Я, если честно, не ожидала совсем. :) Потому как казалось, что блог мёртвый совсем и человек десять всего обучаются. Всё оказалось совсем не так, потому что раньше я «стучалась» во все ворота и звонила во все колокола, а теперь мне пришло такое количество писем, что я реально, пожалуй, ощутила то реальное количество моих подписчиков, которые есть. И вы все настоящие, там, на другом конце моего монитора.
      Настоящие, преданные делу Христову. Спасибо вам всем ещё раз. Подняли с земли меня, честно скажу. Я это так ощущаю.

  8. Alex говорит:

    ….очень интересная тема поднята!!! БРАВО!!!…
    ….хотелось бы подключиться к обсуждению и высказать «крамольную» мысль,с которой можете не соглашаться…
    ….Храмы сами НЕ реставрируются -для этого РАБОТАЮТ реставраторы…
    …колокола сами НЕ появляются — их сначала отливают МАСТЕРА-литейщики…
    …богослужебная литература сама НЕ появляется — её ПЕЧАТАЮТ…
    …прихожане сами НЕ появляются — они воспитываются в православной семье…
    …православные ПЕВЧИЕ сами НЕ появляются — их ОБУЧАЮТ…

  9. Alex говорит:

    …РПЦ считает,что певчие появляются САМИ и НЕ создаёт СТРУКТУРУ подготовки певчих (регентские курсы и регентская семинария — не в счёт,т.к. это единичные явления) достаточно вспомнить,что ШАЛЯПИН и КОЗЛОВСКИЙ петь начинали в церковном хоре,ПРИДВОРНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА готовила регентов и певчих — теперь другие времена и РПЦ считает,что певчие растут САМИ — без материальных вложений и теперь мы имеет то,что имеем — упадок певческой культуры и отсутствие в Храме певчих,что НЕ способствует восприятию всей службы,т.к. певчие ВЫПАЛИ из церковной службы не без участия РПЦ…

    • Алёна Семёнова говорит:

      «упадок певческой культуры и отсутствие в Храме певчих,что НЕ способствует восприятию всей службы»
      Только это мало кого волнует, Alex. Лично я не хочу молиться в храме, где козлогласят и фальшивят, где нет чистоты и слаженности в пении.
      Лучше вообще в храме не молиться, чем стоять и роптать, не слыша слов песнопений (их просто не успевают проговаривать, потому что тараторят слова в стихире или тропаре со скоростью 300 слов в минуту) %) и слушая интонационную фальшь…

  10. Alex говорит:

    …с приходом патриарха КИРИЛЛА ситуация НЕ изменилась,т.е.до тех пор,пока приходы не опустеют по причине отсутствия такого ВАЖНОГО компонента службы как профессиональные певчие,на это явление РПЦ внимание НЕ обратит…
    …очень странная ситуация — новые монастыри — ОТКРЫВАЮТСЯ — новые семинарии — ОТКРЫВАЮТСЯ — новые Храмы — ОТКРЫВАЮТСЯ — богослужебная литература ПЕЧАТАЕТСЯ — колокола — ОТЛИВАЮТСЯ — воскресные школы — ОТКРЫВАЮТСЯ…а о ПОДГОТОВКЕ певчих для достойного сопровождения службы как будто забыли — ЭКОНОМИЯ приводит к смеху в Храме…

  11. Alex говорит:

    …хотелось бы,конечно,узнать,кто это так уверен,что дребезжащие и фальшиво поющие голоса создают в Храме соответствующий настрой на восприятие ВСЕЙ церковной службы — неужели не понятно,что убогое звучание церковного хора вызывает жалость и сострадание к прихожанам,которые занимаются пением в силу необходимости ЗАТЫКАТЬ зияющую дыру в бюджете РПЦ,хотя любой чиновник РПЦ бодро расскажет о том,что СРЕДСТВА на подготовку певчих выделяются и такой проблемы у РПЦ нет…ждём-с…

    • Таисия говорит:

      В ваших комментариях РПЦ выглядит каким-то лицемерным монстром. Вы противопоставляете себя Церкви?

      • Алёна Семёнова говорит:

        Лично я не противопоставляю себя церкви и не стою в оппозиции с ней, но и молча сносить все беззакония, что творятся на клиросах, среди певчих и настоятелей не намерена.
        ДОЛОЙ КОЗЛОГЛАСИЕ!!!
        Князя Владимира в своё время восхитило пение, потому как не понял он, где в тот момент находился-на Небе или на земле.
        Если бы князю сейчас пришлось зайти, он из храма православного бежал бы без оглядки и выбрал сейчас другую веру.
        И теперь, если козлогласие на богослужении в пении и присутствует, то пускай уж без меня, пожалуйста.

      • Юлия говорит:

        о, уже теперь Таисия:) постоянно имена меняет.
        Троллинг какой-то.

          • Таисия говорит:

            Алена, вы абсолютно правы, и насчет «козлогласия» я с вами полностью согласны, сами стараемся над стройным звуком работать (вчера записала на диктофон нашу репетицию и ужаснулась). просто этот Alex (тролль он иль не тролль) так незаметно и гладко… охаивает Церковь именно как иерархичную организацию, что меня это возмутило.

          • Таисия говорит:

            получается, что все вокруг — ..эм… котята слепые, наивные, Патриарх — чуть ли не вредитель, а Alex — д’Артаньян %)

  12. Алёна Семёнова говорит:

    «убогое звучание церковного хора вызывает жалость и сострадание к прихожанам,которые занимаются пением в силу необходимости ЗАТЫКАТЬ зияющую дыру в бюджете РПЦ»
    Почему то у сектантов с певчими дела обстоят куда лучше, чем в РПЦ. Ну почему так?
    «СРЕДСТВА на подготовку певчих выделяются и такой проблемы у РПЦ нет…»
    Никто не видит в этом проблему. Кто может это исправить или улучшить, благополучно закрывают глаза.
    В больших столичных городах и областных центрах певчие в очередь устраиваются при трудоустройстве в храм, а вот на периферии…
    Здесь с певцами засада полная!!!
    А ещё, певчие в основном своём большинстве люди маловерующие, и при малейшей трудности или неурядице готовы убежать в другой храм или вообще уйти из церкви. И я их не виню, сама такая. Рыба ищет где глубже — человек где лучше.
    И я согласна с Вами, Alex, в том, что никому до этого певческого вопроса в РПЦ нет дела, ни патриарху, ни митрополитам и епископам, ни настоятелям и регентам…

    • Таисия говорит:

      у сектантов со многим дела лучше обстоят — и реабилитационные центры для наркоманов у них таки дают результат, и благотворительность-волонтерство бывает. У них пропаганда (на грани с НЛП) отлично поставлена. Выбора у адепта практически нет. Православие свободу выбора оставляет, поэтому процесс духовного роста (если он присутствует) зачастую замедляется: шаг вперед, два назад, в спину никто не толкает и в уши сладко о том, что «Иисус ждет тебя», в режиме нон-стоп не жужжит

      • Юлия говорит:

        о, мой клиент пришел. :)
        хватит врать и защищать секточки. Что за реклама? Вы видно оттуда?
        — «и реабилитационные центры для наркоманов у них таки дают результат, и благотворительность-волонтерство бывает. »
        — знаю я этот «результат» как специалист: с одной зависимости подсаживают на другую. Мимо.
        2. эта «благотворительность» сект является ни чем иным как прикрытием для их вербовочной деятельности.
        вывод: базовые вопросы не знаете, а начали умничать на незнакомые Вам темы. Говорю ж, тролль:) :-D

  13. Таисия говорит:

    Alex, вы в оппозиции с РПЦ?

  14. Таисия говорит:

    всех с праздником Вознесения Господня!
    Алена, у меня к вам вопрос по дыханию. Мы разучивали «Хвалите Имя Господне» (Нафанаила), я потом послушала запись. Когда поем троекратное Аллилуия после стихов, то все одновременно берут дыхание после каждого Аллилуия, получается очень заметное резкое прерывание. Как и когда нужно брать дыхание?

    • Алёна Семёнова говорит:

      Таисия, всем одновременно дыхание брать и после каждого слова «аллилуия» не обязательно. Попробуйте все поющие брать где угодно, только не на стыках этих слов.
      Всё равно все возьмут в разное время, кто на одном слоге, кто на другом и в целом получится пение на цепном дыхании.
      Мы берём между фразами. «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа.» Дыхание. «Аллилуия, аллилуия, аллилуия» Дыхание. Нам всем хватает воздуха чтобы пропеть без пауз на вдохи эти фразы.

  15. Мария говорит:

    Здравствуйте ,Алена!я бы хотела Вас попросить развить тему :»Дело в том, что плохое и неправильное пение портит тех, у кого есть и слух, и голос! Это факт! Это как настроенную скрипку расстроить …» Вот и у меня такое произошло! Имею идеальный гармонический слух, пою на клиросе и просто в хоре при церкви. Пою разными голосами,сразу свою партию с листа,который вижу первый раз! В хоре у нас 9 первых голосов,два вторых, я тенор и один бас!у первых даже муз.образования нет, фальшивят ужасно! А ведь с ними нужно как то строить !и подстраиваться под них!И вот последнее время начала замечать за собой , что на четверть тона занижаю!!!! Это просто невыносимо(((( что делать ,чтоб вернуть идеальное пение??на хор даже ходить не хочу((боюсь за себя

  16. Алёна Семёнова говорит:

    Здравствуйте, Мария. Развить тему это как? Пост написать? Дык у меня вроде бы каждая статья об этом «кричит». Учи пение клиросное и будет тебе счастье. =)

    А если серьёзно, душа болит за церковь православную, когда заходишь в храм и уши хочется заткнуть %) :-!
    Всё от настоятеля, а потом от регента идёт. Как можно поставить 9 человек в сопрано, 2 в альты и всего одну девушку в тенора?! Идиотство какое то!!! %)

    Что делать? Честно, не знаю! Поют на клиросе плохо и всех устраивает. А когда я начинаю возмущаться, то мне говорят, что не смиренная я. *CRAZY*

    Потому то и льётся «козлогласие» во многих храмах Святой Руси с молчаливо — смиренного согласия всех, кто в этом задействован.

    Всем своё желание (петь слаженно, чисто интонационно и красиво) не впихнёшь, у людей другие приоритеты. Лично я делаю то, что считаю нужным у себя на приходах и по возможности сглаживаю фальшивое пение тех, кто не может или не хочет петь красиво.

    А Вы сама решайте, что и как сделать. Но я бы прежде всего поговорила с регентом о данной ситуации, с настоятелем… Если никак, то уходите. Зачем связки и уши свои музыкальные гробить?
    На другом приходе пригодятся. А то придёте на следующий клирос, а Вас не возьмут. Скажут «едете». Но Вы же не занижали раньше, этот дефект появляется, когда не с кем развиваться и учиться. Вот тогда и происходит деградация в музыкальном плане. У Вас вот уже в интонации она начинает проявляться.

  17. Лена говорит:

    А знаете, девушки дорогие, чего я никак не могу понять? Почему «козлогласие забесплатно» называют «пением ВО СЛАВУ БОЖИЮ»? Вот хоть ногами меня бейте, не пойму в чём здесь слава Божия.
    Не так давно общалась я кстати с людьми, предпочитающими Православию кришнаизм. Так у них основная претензия — к ходу службы У ВСЕХ ПОЧТИ! «Полумрак и унылое пение» — так они нас видят…

    • Юлия говорит:

      ..добавить нечего :(

    • Таисия говорит:

      кришнаиты только на концерт в храм приходили? про мажорные-ажурные болгарские и сербские песнопения не слышали? об авторских обработках have no idea?

      читаю прения по теме и думаю про свой приход. Станичный храм. 20 лет — один священник (даже диакона никогда не было), 20 лет стройка (здание огромное — перестроенный кинотеатр), спонсоры не балуют. Больше года нет постоянного регента (я — что-то вроде «временно исполняющего обязанности+певчий универсал»), нет профессиональных певчих и постоянного состава (все певчие — непенсионного возраста и работают; я вообще в Краснодаре работаю, на выходные приезжаю. Пока летом в отпуске была, смогли что-то новое разучить и архиерейскую службу провести), мужского голоса не было никогда. Сейчас 3 певчих на воскресной Литургии — норма, получается два 1х и одно 2е сопрано; если уверенно держат партии, то подстраиваю 1й альт. Клирос держится на волонтерстве )) просто аккуратно поем, слушая друг друга и читаем по очереди. Волей-неволей будешь «запускать» головные резонаторы, ибо помещение очень большое, а микрофоны будут в необозримом будущем.

      знаете, иногда пою, задумаюсь, потом вспоминаю здешнее словечко «козлогласие»… оно невероятно подстегивает! ;)

  18. Таисия говорит:

    постоянно сталкиваюсь с другой проблемой. Поскольку у нас в хоре бабушек нет, голос ни у кого не дрожит, со слухом все в порядке. Часто случается не козлогласие а… крик одной из певчих. она просто увлекается, начинает перекрикивать, вылезает «как гвоздь». что характерно, потом жалуется, что «голос садится» (с чего бы это? о_О). на службе просто — даю знак «тише» и все. на 10 минут хватает. после службы хотела поговорить — получила ответ на грани обиды: «я себя не слышу и могу сбиться»

  19. Свщ. Максим говорит:

    Больше расскажу. Я только что закончил строительство храма в одном из сел региона, где помимо этого возрождал полностью убитый приход и был первым священником после 80-ти лет отсутствия такового. В этом мне помогала супруга, мать наших троих детей, выпускница консерватории. Помогала, пела со спиногрызами на руках. Но как пела, сами понимаете — профессионально. Помогала теща, тоже музыкант. В общем, во всем благочинии у меня на приходе был свой и самый вменяемый хор. После строительства Указом архиерея я заступил на новый приход возле Краснодара и столкнулся с невообразимой для меня проблемой — весь приход, как в той басне читал и пел, а руководила этим всем «благообразием» жительница Краснодара, бухгалтер одной из торговых сетей по профессии. А чего ей — ни детей, ни плетей, ни мужа… Дева, одно слово. Еще и во славу Божию, так сказать поет. Прихожанки ей в рот заглядывали, бабульки… Так сильно она их покрыла своим «девством» или еще чем, там уже не разберешь. Сколотила она хор, из таких как она сама «профессионалов» из города и «пели» они себе там в свое удовольствие. Предыдущий настоятель терпел их несколько лет, смиренный был. В конце концов уехал за тридевять земель. Поскольку ездить на этот приход пришлось весьма не близко, я решил, что обойдусь без супруги и смогу служить с этим хором. Как жестоко я ошибался… В результате такого «пения» Всенощное в субботу затягивалось до 3,5 часов! Были случаи и по 4 часа «служили». И это после службы с профессионалами! Мои увещевания, просьбы сошли на противостояние с приходом, которым, как оказалось, «регентша» рулила и крутила как хотела. Иногда я брал с собой супругу попеть, но «регентесса» ее и близко не подпускала! В общем я попросил ее покинуть клирос, и стать просто прихожанкой, а на ее место пригласил нормального регента, молодого парня Сережу, который пел при нашем архиерее. Службы стали проходить по-человечески. НО… Это не понравилось приходу. В результате, клирос, возглавляемый «регентессой», начал работу по сбиванию овец Божиих с праведного пути, результатом которой стало рождение коллективного письма в адрес архиерея с подписями даже тех людей, от которых я этого никак не ждал… Не буду дальше описывать разборки полетов, скажу только, что даже когда приехал архиерей на приход, эта «регендура», по-другому не могу ее назвать, с выпученными глазами доказывала ему что такое знаменный распев и как нужно правильно служить! Одно только радует, что многие прихожане потом одумались и каялись в своей неправоте. Но не клирос, те упрямые оказались. В результате моей борьбы с козлогласием вылились в то, что я был переведен в другое место, осадок неприятный остался надолго. Так, что могу сказать, что подобные преобразования клиросов на приходах должны проводиться не только настоятелями, но и с вашей помощью, посетители и читатели этого сайта. Учитесь, совершенствуйтесь и молитесь. И тогда в каждом храме России будет ангельское пение!

    • Юлия говорит:

      да уж… даже архиерею нажаловались… слов нет, одни эмоции %) %) =-O

      • Алёна Семёнова говорит:

        Нет, ну это ж надо?!!! И ведь находится им место ни где нибудь, а в святая святых на клиросе!!!
        Есть такие «регендуры», с одной такой я распрощалась перед самим Безруково. То есть, перед пением в монастыре пела я в храме Михаила Архангела.
        Там руководит клиросом хоть и музыкант по профессии (струнница, кажется, скрипачка), но медведь ей на ухо успел наступить и хорошо его (ухо) оттоптать так, что она нормальных певчих (те что со слухом, а значит и с собственным достоинством) пыталась «смирять» и «вразумлять».
        А те, кто в рот ей заглядывал, но практически без слуха музыкального или имеющие минимум музыкальности, получали возможность посетить больше выходов и тем самым иметь больший доход.
        Меня она «смирила» до такой степени, что я пошла искать себе новый приход на седмичные дни.
        Нашла. Мне как то всегда везёт в этом плане, и уйдя с одной церкви, нахожу сразу же другой приход, в чём то даже лучше предыдущего. И отсюда сразу же ушла.
        Плохо то, что эта горе-регентша всех нормальных певчих (со слухом и голосом) попросту выжила. Да ладно она, настоятель ей полностью потакает, а она вертит им как шея головой. Вы о.Михаил, хотя бы противостояли этому козлогласному злу, а этот…
        Не удивлюсь, если она и с делах храма полноправная хозяйка.

        • Свщ. Максим говорит:

          Здравствуйте.
          Да, так и было, но не в делах прихода, а в плане воспитания паствы и, в особенности, батюшки. Но делалось все так, как будто бы она тут не причем. Строила, даже рука не поднимается написать красивые, глазки и говорила: «А, что? Так приход решил!» Да уж, перьев мне потрепали они немало…

          • Юлия говорит:

            «Жены в церквах да молчат…», если что! Но разве «бабко-коммандос» это объяснишь? =-O Прав был иерей Алексей Плужников в своей книге «Иллюзии духовной жизни», в том,что «некоторые верующие решили, что их спасение заключается в спасении ближнего». ну реально, как мне это «бабье» надоело — месяца не проходит чтобы не «построить» очередного «богослова в юбке»… Несут всякую ахинею, народный фольклор процветает, пытаются теснить священников, молодежь гонят из храма, :( а рядом крутятся сектанты и вербуют молодняк»
            Одна такая «командирша» на моих глазах докомандовалась — ей запретили видеть троих внуков. Она их у невестки решила отобрать… аккурат на праздник Серафима Саровского летом. Подключили милицию, детей отбили у «праведницы»… бабко так и продолжает сидеть в храме, гнать молодняк, трепать нервы настоятелю, бороться с инн, и приход пустует. Кто хочет приходить туда где сидит цербер? %)

          • Алёна Семёнова говорит:

            «в плане воспитания паствы и, в особенности, батюшки»
            Вот уж… натерпелись Вы, о.Максим зело *CRAZY*
            Как то усомнилась я недавно в праведности той веры, которую для себя выбрала, так как много беззаконий и бесчинства вижу в РПЦ сейчас.
            Но, видно, где святость — там и …
            Недавно была на исповеди в том самом монастыре, в котором пою и в котором, на мой взгляд, много всего чуждого мне и моей душе. Но… Благодать ощутила всем своим нутром до косточек, когда епитрахиль на голове, а мне прощаются все грехи. O=)
            И подумала в тот момент так: всё здесь истинно, просто у меня мало веры (как у апостолов в той лодке с Иисусом)

          • Алёна Семёнова говорит:

            Аха, Юля… Такую попробуй ка заткнуть!!! Она и до епископа, а надо, так и до патриарха пешком дойдёт!
            Именно из-за таких бабушек — церберов я долго не могла прийти к истиной вере в РПЦ, потому что зайдёшь в храм, зыркнет такая вот «праведница» из-за угла и сразу тикать оттуда охота, да побыстрее…

  20. Юлия говорит:

    Алена :-D дык у нас и такая есть — Патриарху нажаловалась на одного из самых замечательный священников нашей епархии… %) ни за что…. так что прям в точку :-D

  21. Юлия говорит:

    отец Максим видимо кому-то хорошо «хвост» прищемил, раз такое беснование в приходе началось :-D
    мне думается — радуется рогатый козло-гласию в храмах! =-O

  22. Владимир говорит:

    Бесполезно без твёрдой линии настоятеля прихода что-то предпринимать. Настоятель может не понимать тонкостей и красоты церковного пения, он может только слушать мнения со стороны и если для него это будет ещё важно. Это как не дано человеку от рождения понимания красоты изобразительного искусства…а это уже из особенностей нейроморфологии. Можно бесконечно подводить такого человека к картинам гениев и он там ничего особенного не увидит.
    С уважением, просто ценитель церковного певческого искусства.

  23. Татьяна говорит:

    Христос Воскресе! Алена спасибо за ваш блог. Слушала ваши песнопения, умилилась и слезы подступили. А прочитав комментарии можно найти утешение и единомышленников. У нас маленькая, просто крохотная часовня. Прихожан дай Бог 10-15 человек наберется. Начинали петь с сокурсницей по семинарии, но она стала пропускать богослужения и вот в помощь мне настоятель дал хор из 3 прихожанок. Уместна ли строгость с певчими? Я всегда думала, что у человека должна быть личная ответственность: если пришел в храм петь и знаешь, что если ты не придешь — службе будет нанесен ущерб, то должен «кровь из носа» придти,»отложив всякое житейское попечение». Иногда наши песнопения с прихожанками напоминают мне реку: тонут 3-4 человека, а спасать их бросается один человек. Прокимены и аллилуарии порой улетают так, что не знаешь как их разрешить хоть куда-нибудь. О каких-либо секундовых -кварто-квинтовых произведениях пришлось забыть, тянем терции. Если и отважимся петь что-то красивое,то батюшка из алтаря говорит: «бери простое, чтобы все пели». После сегодняшней Пасхи отчаяние накрыло, особенно, когда слышишь неисправимое : «ГоспАди пАмилуй». Прихожанкам-певчим пение самим я вижу не в радость, встали на клирос по послушанию батюшке, а так с удовольствием постояли бы на службе.Но надо отдать им должное — стараются. У них и без клироса есть обязанности по храму. Поют во славу Божью. Развития никакого, чувствую тупею. И преподаватель вокала на ту же опасность указала. Бросить часовню не могу, подойдет старенькая бабушка и скажет: «Хорошо, что ты у нас есть». Да и настоятель: «Не говори только, что уходишь». Но жаль, что у меня никого нет из образованных певчих, была одна, да и та хочет — придет-хочет нет. Человека, знающего ход службы и устав найти сложно, а с так называемыми «пассажирами» на службе бывает очень тяжело.:»я читаю, я пою, я прокимен говорю». Ругаться не умею, наверное поэтому и осталась одна.

    • Алена Семенова говорит:

      Да, вот поэтому и цветет повсюду сектантизм. Не пойдет молодёжь в православную серую, скучную и унылую сферу. Вы бы послушали, как поют сектанты! Я сама им подпевать хотела, когда пришла на их служение ради любопытства.

      «Развития никакого, чувствую тупею. И преподаватель вокала на ту же опасность указала. Бросить часовню не могу, подойдет старенькая бабушка и скажет: «Хорошо, что ты у нас есть». Да и настоятель: «Не говори только, что уходишь».»

      Тут уж вы сама решайте, либо себя поберечь, но в ущерб батюшке и той бабушке, которая сказала доброе слово просто из вежливости, либо угробить себя и свой талант, потеряв остатки слуха и голоса, данные вам Богом.
      В любом случае, желаю вам крепости духа и терпения. Бог всё уладит, вы только попросите…. как Христос тогда, чтоб чаша сия миновала: Не так как я хочу, но как Ты, Господи.
      И Бог устроит так всё мудро и хорошо, что и вам и в голову это не могло прийти, что так хорошо будет. Просто потерпите. Чуть чуть. =)

      • Ренита говорит:

        Дурдом везде сейчас, как я погляжу. Везде деградация певческая. Я сама старалась качественно пение построить на клиросе. Певчие у меня непрофессионалы, но старательные. Как оказалось, настоятелю это не нужно было. Он решил, что пением и музыкой я занимаюсь от безделья и решил, что я буду учителем в воскресной школе. Начал нагружать меня работой с детьми, так что на спевки времени не хватало вообще. Не раз с ним разговаривали на тему пения, он игнорировал наши просьбы, чтобы я только регентовала, мне и без детей работы хватало. В итоге он сказал, что если я только хором заниматься хочу, тогда я певичка, кто я ещё есть. У меня начались проблемы со здоровьем от переживаний. Стала деградировать. Пришлось уйти по состоянию здоровья. Горько без клироса. Я ещё учусь на дирижерском, хотела в духовное училище поступать на регента.
        Не ценят наш труд.
        По поводу некоторых певцов. Была у меня такая звезда. Научи петь. Учишь —не так, истерики, хамство по каждому поводу. Выгнала я её. Не сразу, ибо человек считал, что её присутствие— Божья воля.

  24. юлия говорит:

    В 2012 году я по благословению владыки собрала хор — это люди, которые не имеют музобразования, но хотят петь во славу Божию. Принимала и принимаю всех желающих. В начале у нас были спевки 3 раза в неделю, через полгода мы вышли петь раннии литургии. Сейчас мы поем и простые вечерний службы иногда и полиелей. Были хористы, которые не могли сразу нужный звук взять, а сейчас поют легко и среди них много взрослых и пожилых мужчин и женщин. Так что, слух есть у всех нужно только работать и результат будет. Сейчас у меня есть несколько хористов которые в своей партии «паровозики» и они хорошо везут свои «вагончики». Раньше звук у моих дорогих «паровозиков» и «вагончиков» был плоский, визглявый, у мужчин гнусавый, сейчас звук круглый, объемный. У нас есть ошибки, но мы трудимся и трудимся. И все очень благодарны нашему владыки за создание этого хора.

  25. Ирина говорит:

    Ох, Алёнушка, какой злободневный вопрос ты затронула! А стишок какой правильный! Такое ощущение, будто это всё я, а не ты писала. Так на душе тяжело от того, что исправить ничего не могу. Вот и смиряюсь, затыкаю уши во время пения на службе, чтобы не сбиться с партии самой. Об остальном лучше не говорить. Спаси тебя Господь!

  26. VA говорит:

    Я из просто прихожан, и хочу поделиться нашими муками в храме, ничуть не меньшими, чем у вас на клиросе. Почему-то разрешается людям из народа «петь» параллельно с клиросом, стоя в церкви. Это жуть!!! Особенно если у человека громкий и грубый голос, и он просто «предъявляет» себя, как только услышит знакомые слова. Бывает с разных сторон и вой, и мычание, и пищат, и т.д. Как правило, на окружающих таким просто плевать. Каково же этим окружающим! И какая уж тут молитва… Как не уйти из церкви, как это терпеть?.. Никто не скажет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *