Как совместить церковное пение и гласы, из которых оно состоит?

Здравствуйте, мои родные и трудолюбивые друзья.

Заканчивается осень, уступая место зиме с  Рождественскими и Новогодними празднествами, начался Филиппов пост, а мы с вами продолжаем обучаться церковному пению и гласам, из которых оно состоит. Благодарю вас, мои родные, за ответные письма о себе и вопросы, которые вы мне задаёте по почте. И так как вопросы, порою, очень схожи друг с другом, то я постараюсь отвечать на них в своих статьях, чтобы не писать об одном и том же по несколько раз.

Если Вы не подписаны на мою расылку, я вам рекомендую срочно это сделать. Так как это избавит вас от множества вопросов. В рассылке по обучению церковному пению я даю инструкцию к разучиванию тропарного и стихирного гласов и как только закончу пополнять страничку «Гласы ирмосные», то и про ирмосы тоже помещу информацию в своей рассылке.

Если вы уже подписаны на обучение гласовым песнопениям, то второй раз заполнять форму в правом верхнем углу на главной странице данного блога не нужно. Я отправлю дополнительное письмо всем своим подписчикам об ирмосах, если это потребуется. Но принцип разучивания тот же, что и в стихирах с тропарями.

Итак, о чём же я сегодня хотела вам написать? О чём сказать?

А поговорить хочу о том, как совместить церковное пение и гласы, из которых оно(церковное пение) состоит. Иногда вы спрашиваете у меня, обязательно ли учить именно второй стихирный глас?

И я отвечаю, что нет, не обязательно, так как существует практика пения второго тропарного гласа на стихирах. Но хочу сразу сказать, что тропарь по входе «Предстательство христиан», который поётся на Литургии в храмах Святым, лучше всё — таки петь на шестой тропарный глас, а не на 6 стихирный, как это было принято в бытность моего пения на приходе Иоанно — Предтеченской церкви гор. Прокопьевска.

Я так понимаю, необразованность псаломщицы, которая в то время служила там, не зная всех гласовых напевов, и способствовало тому, что многие гласы либо заменялись, либо упразднялись и вовсе, как это было с шестым тропарным. Там всё пели на шестой стихирный, и стихиры, и тропари. Другие гласы тоже там присутствовали, например второй стихирный, тот что у меня на блоге здесь в миноре поётся.

Ещё несколько гласов то же не ушли в никуда. И слава Богу! Ведь лучше хоть на какой — нибудь гласовый напев петь, чем не петь вообще, а читать всю Литургию. Об этом казусе я уже писала здесь.

Так вот. Хорошо, что псаломщица всё же пела хоть на какой — либо глас. И ей это простительно, так как постигать церковное пение она начала чуть позже, поступив в Тобольскую духовную семинарию на регентское отделение. Не простительно тем, кто может выучить и не делает этого из — за лени и равнодушия.

Есть информация в интернете, в частности мой блог, на котором представлены уже почти все гласовые песнопения. Просто бери и пользуйся. Учи и запоминай, чтобы уметь спеть на клиросе нужным гласовым напевом. Вот что мне пишет одна из моих подписчиц:

«…и сразу следующий вопрос,он касается 6 тропарного гласа […]6 глас представлен двумя вариантами мажорный и минорный. В нотах, которые мне достались по наследству от предыдущих регентов 6 тропарный глас представлен как мажорный, у Вас на сайте 6 глас тоже мажорный….почему тогда» Царю небесный» поётся в миноре и вообще как разобраться  если в тексте только слова и пометка гл.6….?»

Если это поётся на Господи воззвах, На хвалитех, На стиховных, литии, то это всегда только стихирный глас. Если поётся на Бог Господь, По входе на Литургии, на Молебнах  и после Великого или Вседневного славословия, то это только тропарный глас. В тексте ведь всегда обозначено, что поём. Можно понять где стихиры, а где тропари.

Для этого есть Типикон и Богослужебные указания, которые указывают и прописывают «стихиры» или «тропари». Канон — это ирмосы, прокимны — это прокимны… В общем, разобраться при определённой усидчивости можно.

Да, тропарный глас мажорный, стихирный — минорный. «Царю небесный» — это стихира, поэтому и поётся на шестой стихирный, т.е. минорный напев.

Зачастую и многие тропари, например «Предстательство христиан непостыдное» поётся тоже на минорный стихирный глас. Это связано с тем, что любят очень красоту и напевность 6 стихирного гласа, вот и используют это везде. А иногда просто не помнят или не хотят петь напев шестого тропарного… А иногда просто другого напева и не знают, вот и поют всё на 6 стихирный, и ирмосы, и тропари , и стихиры…

Лично я всеми фибрами души за совмещение церковного пения и гласов, из которых оно состоит. Если трудно сразу и всё освоить в плане церковного осьмогласия, пойте на тот глас, который знаете. Но и не останавливайтесь на этом. Учите дальше и совершенствуйте свой певческий багаж. Учите гласы, учите текст основных стихир и тропарей.

Ведь зная наизусть как школьное стихотворение слова воскресного тропаря 4 гласа, проще будет вспомнить и напев этого самого гласа. А вспомнив, вы легко примените данный глас по назначению. К любому тропарю четвёртого гласа. Быстро и легко.

Потому что темп Богослужения не позволяет расслабляться и отвлекаться. Всё время нужно быть очень собранным и аккуратным в пении. Не навреди. Пой правильно и с душой. Пусть это будет ваш главный принцип в клиросном послушании.

Нет смертельной ошибки в том, если поют стихиры на 6 тропарный, а тропари на 6 стихирный. Но повторюсь, что я всё же за упорядоченность в пении на клиросе и предпочитаю петь всё на заданный и соответствующий песнопению тот или иной глас. И вас, мои родные, призываю к тому, чтобы всё было упорядочено между церковным пением и гласами.

И для того, чтобы пение в храме звучало упорядоченно, учите гласовые песнопения, учите напевы гласов и постигайте с Божьей помощью искусство церковного пения. А иначе зачем всё?

Так же хочу упомянуть следующее. Есть ещё напевы Подобнов разных гласов(1, 2, 6 и т.д) и на них тоже можно расписывать и петь как тропари, так и стихиры. И так как напевы Подобнов очень распевные, длинные и красивые, то их используют для распевания стихир или тропарей на Дванадесятых Праздниках и Бденным святым.

Вот, пожалуй, и всё на сегодня, о чём хотела я поговорить. Ещё раз заостряю внимание на том, чтобы учили гласы, учили песнопения и тогда будет легко достигнуто следующее:

«пойте Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему пойте…»

Нажмите на кнопочки, сказав автору блога БлагоДарю:

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:

Об авторе Алёна Семёнова

Я - Алена Семенова, красивая шатенка из Сибири. Люблю творчество и все новое, что входит в мою прекрасную жизнь. Благодарю Бога за то, что Он позволил мне появиться на свет и заниматься любимым делом. Моё предназначение на этой планете - обучить церковному пению всех желающих приобщиться к церкви и пению на клиросе. Моя цель - преуспеть самой, помочь другим людям преуспеть и оставить после себя яркое, полное и богатое духовное наследие.
Запись опубликована в рубрике Церковное пение с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Как совместить церковное пение и гласы, из которых оно состоит?

  1. Татьяна говорит:

    Как подписаться на Ваши рассылки?

  2. Наталья говорит:

    Эту статью прочитала с интересом. Я начинающая певчая. Спасибо за вдохновение и поддержку.

  3. Татьяна говорит:

    Спаси Господи Алена за Вашу помощь в обучении гласов!!! Знаю глас, но применить его к тексту стихир не получается. На что нужно обратить свое внимание? Помогите.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *