Небольшой фрагмент из курса церковного пения.

Здравствуйте мои дорогие друзья.

Сегодня по многочисленным вашим просьбам структурировала некоторую информацию, связанную с церковным пением у меня здесь на блоге. А именно, церковное пение оказалось бы не полным, если не объяснить последовательность мелодических строк в каждом гласе для распевания стихир по тексту без нот для тех, кто уже освоил стихирные и тропарные гласы, аудио — уроки которых я здесь разместила.

Поэтому, без предисловий о погоде и прочих приятных вещах, приступаю сразу к делу. Для удобства изучения сего раздела церковного пения, размещаю здесь мелодические строки стихирных и тропарных гласов в изложении для женского хора и баса. Нажмите на слово «здесь» и файл с мелодическими строчками откроется в дополнительном окне браузера.

В первом стихирном всего пять мелодических строк, где 1, 2, 3, 4 поочерёдно повторяются и только 5 заключительная. Пятая заключительная может ставиться после любой мелодической строки.

В первом тропарном всего две мелодических строки и обе поочерёдно повторяются. Причём вторая помимо того, что является заключительной, имеет ещё и вариант как вводная строка. Пример со второй вводной можно увидеть в тропарном Богородичне 1 гласа.

Во втором стихирном гласе всё предельно просто. Здесь первая — начальная (т.е.поётся только один раз в самом начале), 2, 3 и 4 поочерёдно повторяются и пятая заключительная. Кстати, это единственный стихирный глас, у которого заключительная строчка является ещё и запевом ко второму стихирному гласу.

Во втором тропарном (он же на многих православных приходах является стихирным так же есть первая начальная, 2 и 3 поочерёдно повторяются и четвёртая ставится в самом заключении. В монастыре, где я сейчас служу вместе с монахинями, так же принят этот вариант стихирного гласа и последняя заключительная строка является запевом.

Третий глас стихирный состоит всего из трех мелодических строк, где 1 и 2 повторяются, а третья заключительная. Причём ставиться она может как после первой, так и после второй мелодических строк.

Третий тропарный глас необычайно красив. Один из моих любимых гласов. В ирмосах так это самый красивый гласовый напев из всех ирмосных. Третий тропарный имеет всего четыре мелодических строки, но некоторые из строк делятся на варианты.

И здесь получается следующий порядок распевания тропаря по тексту. Вначале первая и третья(больше не повторяются). Далее идёт чередование следующих строк: первая, вторая(первый вариант), третья; затем первая, вторая(второй вариант), третья. Снова 1, 2(1),3 и 1, 2(2), 3…и так далее, если позволяет текст. Так мы распевали на клиросе песнь Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим». С вариантами вторых строк она звучала довольно — таки интересно в клиросном исполнении.

В четвёртом стихирном так же есть два варианта 3 строки. Поэтому 1, 2, 3(1) на начало, 3(2), 4, 5 повторяются, шестая заключительная.

Четвёртый тропарный состоит из трёх мелодических строк, где первая и вторая повторяются, а третья — заключительная. Причём эта самая заключительная может ставиться только после второй мелодической строки и никак иначе.

Пятый стихирный (он же и тропарный) глас имеет следующий порядок: 1, 2, 3 повторяются, четвёртая заключительная.

Шестой стихирный так же необычайно красив. Он имеет в своём распоряжении четыре мелодических строки, где вторая имеет ещё и два варианта 1)нормативная и 2)перед заключительной. Поётся в следующей последовательности: 1, 2(нормативная), 3, 1, 2(нормативная), 3, 1, 2(перед заключительной) и четвёртая заключительная.

Заключительная может ставиться так же и после третьей мелодической строки. Не рекомендую лишь ставить заключительную после первой, так как это всё время сбивает певчих, и звучит не совсем логично(на мой взгляд). Но если вам комфортно, можете петь заключительную после первой мелодической строки.

Шестой тропарный  имеет всего две мелодических строки, где 1 и 2 поочерёдно повторяются и вторая является заключительной, поэтому и только поэтому может ставиться только после первой.

В седьмом стихирном три мелодических строки, где первая и вторая поочерёдно повторяются, а третья является заключительной и ставится после любой мелодической строки.

В седьмом тропарном так же как и в седьмом стихирном: 1 и 2, 3 — заключительная.

Восьмой стихирный имеет 1, 2 и 3-ю поочерёдно повторяющиеся мелодические строки. И только четвёртая может ставиться после любой из вышеперечисленных и является заключительной.

Самый необычный из всего Осьмогласия тропарный напев, который имеет всего одну мелодическую строку в своём арсенале(начальную и заключительную — два в одном) это восьмой тропарный глас. Первая, она же и при повторе и ею же и заканчивается сей глас. В заключении чуть меняется лишь ритм, как бы подытоживая сказанное и ставя точку.

На этом всё на сегодня. Это был краткий пояснительный урок из курса по церковному пению, очень важного для клиросного пения предмета. Продолжайте изучать гласовые песнопения и применять полученные знания на клиросе.

Ирмосные гласы имеют те же законы при распевании по тексту, что и стихирные с тропарными. А так как я не все ноты и аудио выложила здесь на блоге, то и пояснения по поводу распевания ирмосных гласов дам чуточку позже.

Да, и жду ваших ответных комментариев о том, нужно ли писать об ирмосных гласах.

Нажмите на кнопочки, сказав автору блога БлагоДарю:

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:

Об авторе Алёна Семёнова

Я - Алена Семенова, красивая шатенка из Сибири. Люблю творчество и все новое, что входит в мою прекрасную жизнь. Благодарю Бога за то, что Он позволил мне появиться на свет и заниматься любимым делом. Моё предназначение на этой планете - обучить церковному пению всех желающих приобщиться к церкви и пению на клиросе. Моя цель - преуспеть самой, помочь другим людям преуспеть и оставить после себя яркое, полное и богатое духовное наследие.
Запись опубликована в рубрике Церковное пение с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

11 комментариев: Небольшой фрагмент из курса церковного пения.

  1. Андрей говорит:

    Спаси Господь, Алёна! Об ирмосных гласах тоже пишите

  2. Ирина говорит:

    Спасибо, Алена! А можно мелодические строки в нотном варианте? (Если у Вас есть, конечно). Пожжжалуйста!!!

    • Алёна Семёнова говорит:

      Так они же есть(мелодические строчки в нотном варианте). Я к каждому тропарному и стихирному гласам прикрепляла ноты этих самых гласов. Стихирные мелодические строчки более полно представлены в Догматике, а тропарные в Тропарях воскресных или Богородичнах

  3. Ирина говорит:

    УРА!!! Я Вам так благодарна, Алёна! И спасибо, что на e-mail написали, а то я бы так ссылочку новую в статье не заметила. Спаси Господи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *