Немного о том, как научиться петь низким голосом в высокой певческой позиции.

Здравствуйте, мои родные.

Думала, что не успею перед Крещением чиркнуть вам пару строк, но видимо пришла такая надобность об этом написать. А написать я хочу о следующем.

Помните, я обещала вам распевку? Отдельно для низкого и отдельно для высокого голосов? Так вот, есть распевание для альтов, басов и баритонов. Ура! Несколько распевочных дублей и вот она  — долгожданная распевка, одобренная единогласно(сугубо в моём лице) :)

Поэтому с удовольствием сейчас выкладываю её в Ютуб и пишу вам данный пост. И сегодня расскажу немного о том, как научиться петь низко, сохраняя при этом высокую певческую позицию. Ведь это особенно актуально для пения на клиросе.Почему? Ну вот представьте себе, если на клиросе будет звучать всё позиционно низко. Это и хорошо, и не очень, одновременно. То, что низкая тесситура не так сильно раздражает ухо — это факт.

И особенно, я предпочитаю петь и задавать тон на клиросе интонационно пониже тогда, когда поём в женском составе(без баса или баритона). Но здесь я всех заставляю петь «высоко», т.е. в высокой певческой позиции. Я упомянула о том, что предпочитаю пение пониже для женского трио.

Это моё личное мнение, никому его не навязываю, ну очень уж «визгливо»(простите) звучит женский клирос, поющий, к примеру, кондак Бортнянского «Дева днесь» на Рождество Христово в оригинальном тоне. Минимум на терцию ниже задам тон, а то и на кварту, чтобы вместо до мажор — соль мажор звучало бы соль мажор — ре мажор.

И напряжения в голосе от высокой тесситуры меньше, и слушается со стороны это на порядок лучше и приятнее для слухового восприятия. И снова напоминаю о том, что петь внизу нужно в высокой певческой позиции. Так как в низкой позиции нет вокальной округлости и полётности звучания.

Звук как бы глубокий и громкий, а на самом деле — тусклый и слабый по своей силе звучания. Такой звук звучит «плоско» и провоцирует у певчего пение на связках, а не на дыхании. При низкой певческой позиции голос нельзя уменьшить по звучности, нельзя филировать и такой голос всё время будет звучать громко и надрывно.

И хотя он лишён при этом полётности звучания но, повторюсь, данный звук будет слышен лишь самому певчему. И слышаться будет как громкий, а на самом деле в отдалённом уголке храма такого певчего будет еле слышно.

Дыханию мы так же уделяем значительное внимание. Я об этом всегда говорила, но ещё ведь певческое дыхание неразрывно связано с пением. Мы учимся правильно дышать при пении одновременно с пением. И то упражнение в распевке, где протяжный выдох происходит на согласную «с» или «ш», применимо на длинные певческие фразы.

Ещё хочу обратить ваше внимание на то, что чем ниже тесситурно вы поёте, тем как бы выше должно быть ощущение звучания. Ощущение высотности звука, головное резонирование, звучание как бы в голове(точка между бровями). Все упражнения вы можете пропевать ежедневно.

Эту распевку я записала вместе с моими подопечными из Безруковского монастыря, спасибо им за это огромное. :) А вам, мои родные, советую заниматься и побольше петь. Ведь как можно научиться петь низким голосом? Просто взять и начать петь. И стараться петь правильно. А для этого моя распевка.

Ведь распевка — это не «разогрев» голоса и голосовых связок, как многие ошибочно полагают. В моём понимании распевка — это правильное формирование звука, которое происходит постепенно при помощи упражнений, даваемых в распевании.

И чем чаще начинающий певчий распевается, выполняя все рекомендации, тем быстрее он начинает петь правильно. Тем выносливее становится его голос при пении на клиросе, особенно в Пасхальную седмицу. :) Помните? Утро — вечер, утро — вечер… Христос воскресе… без перерыва. Мои связки выдерживают обычно. И голосовые связки тех, кто поёт вместе со мной  — тоже.

Поэтому, занимайтесь и учитесь. Ведь пока человек учится, он совершенствуется. А совершенствуясь, он растёт и живёт… даже в девяносто лет. И «умирает» в двадцать, если начинает ошибочно полагать, что всё уже знает и умеет. А вот и моя распевка подоспе…, ой, то есть загрузилась в Ютуб. Приятно позаниматься. :)

Напоминаю, что запишу ещё отдельно распевание для высокого голоса и репетицию спевки(помнится, многие просили). Поэтому, чтобы не пропустить новую распевку для сопрано и мужских теноров(для высоких голосов), подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы быть в курсе и не пропустить эти новинки.

Введите Ваш E-mail:

Нажмите на кнопочки, сказав автору блога БлагоДарю:

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:

Об авторе Алёна Семёнова

Я - Алена Семенова, красивая шатенка из Сибири. Люблю творчество и все новое, что входит в мою прекрасную жизнь. Благодарю Бога за то, что Он позволил мне появиться на свет и заниматься любимым делом. Моё предназначение на этой планете - обучить церковному пению всех желающих приобщиться к церкви и пению на клиросе. Моя цель - преуспеть самой, помочь другим людям преуспеть и оставить после себя яркое, полное и богатое духовное наследие.
Запись опубликована в рубрике Церковное пение с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев: Немного о том, как научиться петь низким голосом в высокой певческой позиции.

  1. Андрей говорит:

    по упражнялся перед службой. Алёна, лёгкое головокружение, допустимо? Со временем это пройдёт?

    • Алёна Семёнова говорит:

      Да, Андрей, допустимо. Это даже хорошо и говорит о том, что Вы дышите правильно и в голову стал поступать кислород. От того и возникло лёгкое головокружение. Со временем оно пройдёт, а Вы начали дышать правильно, поэтому поздравьте себя. :) Ведь правильное певческое дыхание — это залог правильного округлого пения.

  2. Людмила говорит:

    Уважаемая Алёна, сердечная благодарность за Ваш сайт. Он оч.нужен. Теперь вопрос: Мой природный голос — второй. В этом диапазоне мне петь комфортно. Иногда приходится петь невысоко первым. А чуть более года назад по послушанию я стала петь и третьим в паре с регентом. Клирос у нас небольшой — максимальный сбор 6 чел. (1 сопр., 2 вторых, 2 третьих и бас), но часто поем вдвоем, втроем или вчетвером (каждый свою партию). После КАЖДОГО пения третьим голосом, у меня к концу службы так садится голос, что я еле-еле дотягиваю до отпуста. Когда пою вторым, то голос слегка подсаживается от усталости, но сохраняется так, что молебен я могу спеть и первым. Дело в том, что связки в силу возраста уже не те, но голос остается, как говорят, «красивым». Я пела в отрочестве в большом, хорошем детском хоре (Локтева), в школе был замечательный хор, закончила певческое отделение в школе при Свято-Даниловом монастыре (в Москве), занималась с вокалистом и свободно пела две октавы от ля до ля-бемоль. Вот уже года три я не занимаюсь, а только по выходным и праздникам пою на клиросе. И стала замечать, что после постоянного пения партии третьего голоса, мой голос не только ослаб, но и стал несколько дребезжать, чего никогда не было. Он всегда был крепкий и неплохо поставленный. Педагог говорил, что хорошо интонирую. На последней службе я отказалась петь 3 голосом, пела 2. Регент на меня обиделась, т.к. ей одной тяжело стало петь. Но я больше не могу так терять голос. Стала долго восстанавливаться. Посоветуйте, Алёна, как быть. Спаси Господи.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Людмила. Я пою и первым, и вторым, и третьим, если надобно и при всех режимах чувствую себя нормально. Да, наверное, второй с первым мне больше по душе, так как третьим всё-таки мне низковато, но никогда не испытывала того, что испытываете Вы. У меня сложилось впечатление, что когда поёте третьим, то форсируете звук, поёте на горле и от этого такая усталость и напряжение в связках.

      Попробуйте не кричать внизу, а петь всё-таки на дыхании. Возможно, у Вас на клиросе все поют громко и поэтому и третьим приходится громко голосить. А так как тем кто внизу, редко удаётся перекрыть по громкости того, кто выше поёт, то здесь выход только такой.

      Пусть те, кто поют вместе с Вами первым и вторым, поют так, чтобы слышно было Вас в третьей партии и Вы при этом бы пели вполголоса. Если никто не будет петь тихо, пробуйте сами петь без напряжения, то есть не громко, не выпячивая и форсируя свой звук. Это трудно, но именно это убережёт Вас от усталости и (не дай Бог) какого-либо отклонения в здоровье голоса.

      Закрывайте одно ухо, чтобы слышать себя, и пойте третьим. Если уж совсем тяжело, то откажитесь. Что важнее — обида регента или Ваше здоровье, которое может пошатнуться и вообще лишить Вас возможности петь на клиросе?

      Регента можно поменять, так же как и храм, а вот голос… Он у Вас один, запасных голосовых складок нет и не придвидится. Так что берегите то, что пока есть.

      Мои певчие, которые поют третьим, тоже порою устают от того, что меццо сопрано вынуждено петь партию третьего, вместо комфортного второго. Но, ни одна мне не пожаловалась на усталость в голосе и (слава Богу) все, кто пел и поёт в третьих.

      Да, и пойте третьим как бы в голове. То есть головное звучание преобладает, не смотря на то, что звуки грудные. Как будто первым поёте, как будто Вы высокий мужской голос, просто представьте себе это во время пения. Помогает.

  3. Ксения говорит:

    Здравствуйте, Алёна. Мы поем с сыном на клиросе, ему скоро 16, в прошлом году закончил муз.школу, голос еще высокий, а петь ему приходится третьим голосом. Никак не могу объяснить ему правильную позицию, (у самой только 6 классов муз.школы и то двадцать пять лет назад). Он давит на голос и у меня тоже зажимается горло. Может дадите какой нибудь совет? Я первый раз в вашем блоге. Хочу изучить ваш опыт, наверное спевки дадут много. Спасибо заранее вам.

  4. Денис говорит:

    Мне интересна данная статья

  5. Милана говорит:

    Мне 13лет,пою на клиросе.Алёна,вы не могли бы дать совет? Как крепко удерживать первый голос? Когда одна пою первым,то второй и третий сбивают.И еще,если я не могу дотянуть до высоких нот ,то и пытаться не стоит?или же можно научиться?

    • Алена Семенова говорит:

      Здравствуйте, Милана.
      Обычно трудно удержать второй или третий голос, когда кто-то рядышком поёт первый.
      А Вам то почему трудно? Вы ведь верхний и самый слышимый голос.
      Начните петь с кем-нибудь второй голос и при этом слушайте первый. Вам нужно выработать гармонический слух, и развивать его лучше в средних партиях, во второй или третьей.
      И тянуть верхние ноты не придётся, раз они у Вас не дотягиваются и не добираются интонационно вверх.
      Вообще, так сложно мне сказать, если бы услышала Вас, то что-нибудь более конкретное подсказала в плане пения первым голосом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *