Гласы стихирные

Первый стихирный глас(ноты)

Аудио:

1Второй голос:

1Первый голос:

1Третий голос:

1Бас:

Первый стихирный квартет : 

 

Глас второй стихирный(ноты)

Аудио:

2Первая главная мелодия(сопрано2):

2Вторая главная мелодия(сопрано1):

2Третий голос(альт):

2Басовая партия:

2 стихирный квартет:


 

Глас третий стихирный(ноты)

Аудио:

3Первая главная мелодия(сопрано2):

3Вторая главная мелодия(сопрано1):

3Третий голос(альт):

3Басовая партия:

Третий стихирный квартет:

 

Четвертый стихирный:(ноты)

Аудио:


4Первая главная мелодия(сопрано2):

4Вторая главная мелодия(сопрано1):

4Третий голос(альт):

4Басовая партия:

Четвертый стихирный квартет:

 

Глас пятый стихирный(ноты)

Аудио:

5Первая главная мелодия(сопрано2):

5Вторая главная мелодия(сопрано1):

5Третий голос(альт):

5Басовая партия:

Пятый стихирный квартет:


 

Шестой стихирный(ноты)

Аудио:

6Второй голос:

6Первый голос:

6Третий голос(альт):

6Бас:

Шестой стихирный квартет:

 

Седьмой стихирный(ноты)

Аудио:

7Первая главная мелодия(сопрано2):

7Вторая главная мелодия(сопрано1):

7Третий голос(альт):

7Басовая партия:

Седьмой стихирный квартет:

 

Глас восьмой стихирный:(ноты)

Аудио:

8Первая главная мелодия(сопрано2):

8Вторая главная мелодия(сопрано1):

8Третий голос(альт):

8Басовая партия:

Восьмой стихирный квартет:

Добавились нотные приложения и квартеты стихирных гласов. Буду рада Вашим комментариям и пожеланиям. Наготове ирмосы.

, :

:

291 комментарий: Гласы стихирные

  1. Анастасия говорит:

    Алена, огромное спасибо, за Ваши труды! Ваш сайт — находка для певчего. Очень удобно и просто разучивать гласы и самостоятельно держать партию. Спаси Вас Господи!

  2. Яна говорит:

    Спасибо большое за ваш замечательный сайт! Бог в помощь!

  3. Евгения Филиппова говорит:

    Алёна, спасибо, вам огромное за ваш труд и помощь нам! Гласы очень удобно разделены по партиям, это помогает в обучении и помогает лучше чувствовать собственный голос. Дыхательные упражнения тоже пригодились — хотя сначала было трудно правильно дышать. Жду Ваших уроков с нетерпением! Спаси Бог!

    • admin говорит:

      Спаси, Господь, Евгения, за добрые слова. Помощи Божией Вам в обучении и освоении клиросного пения!!!

  4. Александр говорит:

    Cегодня второй раз распевался с вами перед литургией.В первый раз заметил , насколько легче пропелась служба , но усомнился (маловерный) , приписав это эмоциям.Сегодня попробовал опять — работает! Алена, вам — большое спасибо ! А вашим посетителям скажу , друзья мои , если вы поете на клиросе и не профи , как и я -распевайтесь перед службой , реально легче петь , даже если приходится петь не в своей тональности

    • admin говорит:

      Полностью согласна с Вами, Александр, в том, что распевание перед пением на клиросе не только облегчает процесс пения, но и заметно улучшает его, особенно перед литургией с утра. Меньше «хрипов» в голосе, кашля, напряжения в горле и др. малоприятных явлений при пении с утра. А ещё, процесс пения не отделим от процесса дыхания и звукообразования. Профессионалы ведь тоже распеваются перед концертом или ответственным выступлением. А богослужение для певчего намного выше и больше, чем мирской концерт или выступление вокалиста. Поём Богу и пред Господом, Богородицей и всеми Святыми, поэтому нужно петь так, как будто ты последний день на Земле. Т.е. всё время надо себя совершенствовать и стремиться к лучшему, к идеальному. Я этого искренне желаю всем своим подписчикам, друзьям и читателям моего блога.

  5. Евгений говорит:

    Алёна Большое Вам спасибо за гласы и не только ваши уроки тоже мне очень помогают и с ними я словно обрел новую стихию своего Я , так как я обычно как то скептически ко всему этому отношусь , но Вы меня словно обратили или как бы сказать очистили от чужого сглаза или правильней сказать сняли с меня маску ужаса… Большое Вам спасибо и Храни Вас Господи!!!

  6. Юлия говорит:

    Даже не знаю, как Вас благодарить! Вы такую работу делаете, полезную, главное богоугодную. Я совсем недавно в клиросе, только учусь и без музыкального образования. Воспринимаю только на слух информацию. Да и выучила уже некоторые песнопения, просто потому что любила петь. А тут батюка неожиданно благословил. И так мне хочется развиваться, научиться красиво и правильно петь, и Вы своими рассылками очень помогаете! Спасибо Вам большое! Спаси Вас Господи! Благослови Господь Ваши труды!

    • admin говорит:

      Мир Вам, Юлия, Господа благодарите, а за меня, за блог и за церковь нашу помолитесь, буду Вам признательна очень. Занимайтесь во славу Божию, Господь в помощь. БлагоДарю за добрые слова. И простите, если что не так.

  7. Денис говорит:

    Здравствуй, Алена!
    Подписался на Вашу рассылку. Цельного впечатления собрать не успел. Затруднение — в том, что письма идут, но проработать — не проработал ни одного. А так, все нравится ))). Затруднениями поделился), будут успехи — обязательно поделюсь)))

  8. Лев говорит:

    Спаси Вас Господь за Ваш труд!!!!! Очень, очень помогли! Помщи Божией на вашем святом пути!!!

  9. Наталья говорит:

    Слава Богу за встречу с Вами,Алёна! Я не имею музыкального образования, но с детства пела на сцене,даже солировала… Недавно Батюшка благословил на клирос. Поняла, что между мирскими песнопениями и богослужебными пропасть необъятная. Клирос-не сцена! Еще учусь, вникаю. Регент у нас без музыкального образования.Ваша рассылка очень помогает мне. Жду с нетерпением очередных новостей. Знаю наверняка, что назад пути у меня уже нет! Слава Богу за Всё!!!!

    • admin говорит:

      Помоги Господь Вам, Наталья!!! Да, Вы совершенно правы, назад пути нет, только вперёд!!! Слава Богу за всё!!!

  10. Серега говорит:

    У меня знаете какая проблема я 3 года пою в семинарском хоре баритоном а теперь так вышло что нужно петь вдвоем на приходе и батюшка поет хорошо, просто прекрасно а я должен петь басом и не попадаю и только что и делаю это порчу службу своими косяками!!! Не знаю что делать((((( Помолитесь за меня пожалуйста!

    • admin говорит:

      Батюшка каким голосом поёт? Вернее какую партию? Если Вы басом, то он, соответственно, тенором?
      Сергей, давайте по скайпу с Вами созвонимся и поговорим, а, может быть, и попоём…

  11. Серега говорит:

    Я бы вам с удовольствием позвонил но у меня настолько плохой инет что просто ужас тормозит сильно! вот сегодня еще одна испорченная служба((((( я сегодня вообще не одну ноту не попал((((( я тормоз!!!!!

    • admin говорит:

      Я отвечу Вам словами одного из моих наставников: «Как говоришь, так и живёшь»
      Сергей, поменяйте плохие мысли на позитивные и Вы удивитесь, как всё славно, оказывается в реальности. А сама жизнь — это такая прекрасная штука!

  12. Серега говорит:

    Скажите а вы есть в какой нибудь соц сети я бы вам там рассказал всю картину!

    • admin говорит:

      Во всех: Одноклассники, в Контакте, В Фейсбуке, Твиттере, Мир тесен, Скайп…присоединяйтесь. Алёна Семёнова, Новокузнецк

  13. Ирина говорит:

    Алёна, у первого, седьмого и восьмого гласов нет звукозаписей квартета. Простите, Вы не могли бы их разместить.

    • admin говорит:

      Да, Ирина, я знаю. Как только запишем, сразу размещу. Состав хора претерпел существенные изменения, поэтому не записывали. Сейчас вроде бы установился состав, тем более в Арзамас готовиться пока не надо, значит запишем гласы квартетом.

  14. Елена говорит:

    Дорогая Алёна большое Вам спасибо!!! Я тоже делаю первые шаги в клиросе. Даже не думала раньше, что буду петь в храме… но пути Господни неисповедимы. Слава Богу! Мне очень нравится. И Бог помогает…посылает людей. Очень хорошее подспорье — Ваши уроки. Помимо спевок с клиросом, можно продолжать заниматься дома..)) на слух воспринимается пройденное лучше. Спасибо Вам за труд.

  15. Екатерина говорит:

    Алена, большое спасибо! Это то, чего не было в сети, но что так помогает учить. Спасибо еще раз!

  16. Мария говорит:

    Алена, а как квартеты скачивать?

    • Алёна Семёнова говорит:

      Пока никак, Мария. Я тут ирмосные сейчас гласы на сервер закинула, в надежде,что они как и тропарные со стихирными скачиваться будут, но не выходит. Поэтому придётся их(квартеры) только здесь на блоге слушать. Вот что с ирмосными мне делать, ведь я хотела, чтобы они были скачиваемыми…

  17. Виктор говорит:

    Для скачивания квартетов используйте downloadHelper через браузер Mozila Firefox

  18. Мария говорит:

    Спаси Господи…

  19. Александр говорит:

    Здравствуйте , Алена.
    Готовясь к завтрешней службе , попел с вашим квартетом 8 глас , и еще раз отметил , что Иван у вас часто поет соль вверху , это связано с тем , что теноровую партию поет дама , или что-то другое.Просто иногда самому приходится выбирать ,где петь (не всегда есть указания от регента) , и нет четкого представления о критерии выбора.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Теноровую партию у нас поёт не только дама, но и джентльмен по имени Олег.
      «Просто иногда самому приходится выбирать ,где петь (не всегда есть указания от регента)» Я тоже редко говорю своим баритонам куда им петь соль-вверх или вниз. Это они выбирают сами, главное, что аккорд и гармония сохраняются. :)

  20. Светлана говорит:

    Здравствуйте, Алена Семёновна. Нашему храму 15 лет. Регент матушка потеряла голос. На клиросе хор маленький, нот не знают, пели подстраиваясь под матушку. Чуть больше года на клиросе, матушка позвала. Петь не умела и сейчас далеко не ушла . Мне легче петь сопрано ,но пою с альтами (некому). Строй не держим, тропари зажевываем, ирмосы заваливаем, стихиры промолчу, спели -Слава Богу, служба прошла.Вы просто помощь Свыше! Не понимаю только, как это все применить даже если все партии выучу.Кто меня слушать будет.Постоянных 3 человека которые 15 лет поют, Проще новых научить чем старых переучить.Что говорить молебен спеть не можем. Репетиций нет , что репетировать столько поют! А из за меня одной никто собираться не будет так мне сказали. Сама удивляюсь как год продержалась. До слез обидно, переживаю.Уйти не могу и петь очень сложно. Отдельное большое спасибо за распевку(у нас поют зажатыми голосами, а сопрано дисконтом, всю службу кашляют-норма ). Что делать в то кой ситуации,подскажите.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Светлана. Сложно что — либо советовать в данной ситуации, у меня в монастыре сейчас практически то же самое, что и у Вас. Поют в Безруково две монахини, сначала пели у себя в женском монастыре в Ленинск — Кузнецком, потом какие то трения произошли и часть сестёр переметнулась жить и молиться в Безруковский мужской монастырь.
      Я, поначалу, окрылённая так же как и Вы взялась их учить, исправлять их «косяки» певческие, а мне тут м.Кира и заявляет, нам Ваши уроки вокала не нужны, мы и так хорошо поём….
      Ну в общем как пели они «козлогласие»(не понять слов, хоть и не быстро, фальшь, потому что второй голос съезжает вниз и не держит. Вот и звучит как паровозный гудок, нет связности в пении и опёртости, и можно ещё долго перечислять), то так и поют и всё их устраивает в таком пении и звучании.
      Я отступила и встала в сторонке, наблюдаю сейчас за всем этим. У Вас тоже не захотят переучиваться со своего «козлогласия», так и будут кукарекать и крякать до гроба, стоя на клиросе и думая о том, что великая награда ожидает их на Небесах…
      «Проще новых научить чем старых переучить.» Да, это лучше, но возможно ли?
      «Что говорить молебен спеть не можем. Репетиций нет , что репетировать столько поют!» Сделать репетицию хотя бы ради того же молебна, чтобы выучить и уже спеть его наконец то!
      «А из за меня одной никто собираться не будет так мне сказали.» Но Вы же не одна там поёте и всё портите? Ошибается один, два, а спевку я провожу со всем хором, уж так принято.
      «Сама удивляюсь как год продержалась.» Я тоже себе удивляюсь, как я до сих пор с Безруково не сбежала…
      «Уйти не могу и петь очень сложно.» Всегда есть выбор и он за Вами и только за Вами.
      «Что делать в то кой ситуации,подскажите.» Я склоняюсь к тому, чтобы уйти. Ведь не единственный же это храм в городе?
      И простите за резкость суждений, но я никогда не понимала лень и безразличие человеческое, особенно в храме, особенно на клиросе, особенно перед Богом, Царём Царей и Вседержителем…

      • Аноним говорит:

        Да ,какафония ,если она закоренелая ,то тут ничем ее уже не выбить…обычно такие люди чувствуют себя зведами к сожалению.У нас есть такой человечек — иерихонская труба ее зовут-одна службу воет ,ни одного слова не понятно ,а что делать ,жена настоятеля…хору выходной — а ей 1000 руб. в карман.

        • Алёна Семёнова говорит:

          Да уж…
          Настоятель рано или поздно сменится. Тогда можно будет поменять и клиросную ситуацию. А пока…
          Раз Бог это выносит, значит терп’ите и Вы… %) :(

      • Наталья Ивановна говорит:

        Простите,вмешаюсь в обсуждение. Я хормейстер,несколько лет работаю с монастырские клиросом. Могу вам с уверенностью сказать,что работа с монахинями в корне отличается от мирского хора. Они должны вас принять,а вы понять их,тогда уже и над техникой работать. Иначе между вами будет стена.

        • Алёна Семёнова говорит:

          Так и есть, Наталья Ивановна. Вы абсолютно правы. Довелось мне попеть на клиросе с двумя монахинями. Одна из них, более зрелая, меня приняла, а вот вторая…. Прям в штыки. И никак.
          Так и расстались с нею недругами.
          Хотя, ей есть что исправлять в пении с технической точки зрения, но она приняла свою точку зрения на мой счёт и до сих пор в позе воинствующей амазонки по отношению ко мне и к моему обучению клиросному пению.

  21. Светлана говорит:

    Спасибо, Алёна Семеновна за внимание к моей биде !
    <>В том то и дело что единственный, а я без храма не смогу. А стоять внизу и слушать будет еще больней , и батюшка не благословляет уходить -что же мне самому все делать говорит. Хотя он иногда сам молебен и служит, а мы стоим как…(Сразу как пришла для себя последовательность отпечатала, этого не знали.) У батюшки музыкальное образование песни патриотические сочиняет , записывает). А про <> прямо в точку, про нас, лучше не скажешь. Хочу сказать Вам, большое спасибо, за ваши уроки . Скинула на телефон слушаю , пою, с инструментом по нотам играю. Стараюсь учится держать партию . Моя хорошая знакомая теперь (раньше была руководителем народного ансамбль, сейчас на пенсии. Матушка меня закрепила к ней . Она чуть продержалась и ушла.Говорит делать мне здесь нечего не с кем петь,у нее 3 голос красивый) . Мы с ней до сих пор репетируем , она научила меня с инструментом и слушать музыку учит, сольфеджио, а петь по партиям 1 и 3 не получается у меня не держу ,не понимала. ( Она тоже учится,народное и духовное разные вещи.Она всегда недоумевала в кокой наш хор тональности поет в нотах вроде одно а поем что? И про минорную и можерную тональность в одном произведении — загадка ). Простите , я все о больном. Ваши уроки просто подарок для меня, спасибо, Вам большое. Наверное надо самой научиться петь хорошо и красиво, партию держать.Вы мне ведь поможете?

    • Алёна Семёнова говорит:

      Да, Светлана…. Помоги нам всем Бог. УчИтесь. Учите гласы, учите их так, чтобы ночью я Вас разбудив, спросила спеть мне партию восьмого ирмосного, и Вы бы спели без сучка и задоринки…
      Вот тогда и партию свою на клиросе удержать сможете, не сбиваясь на соседа, а я только проверить смогу(через Скайп), и искренне за Вас порадоваться. :) И не только за Вас, а и за всех, кому хотя бы немного помогли мои аудио-уроки в освоении церковного пения.

  22. Светлана говорит:

    Спасибо, учу …! Сегодня на 2 глас пели , здорово помогает.

  23. Алла говорит:

    Алена! Расскажите. пожалуйста, каковы правила исполнения запевов на Господи воззвах на вснощном бдении перед воскресной службой, когда вслед за воскресным гласом следуют песноения другого гласа.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Алла, здравствуйте.
      Вслед за пением воскресного гласа. если начинается пение другого гласа, то и запев меняется. Сначала запев, потом уже стихира.
      Когда изменяется глас при пении стихир на «Господи, воззвах», то
      канонарх возглашает: Глас такой то… «Из глубины воззвах…»
      Хор: «Господи, услыши…
      и далее следует стихира того гласа, что и запева.

  24. Алла говорит:

    Когда в одной службе совмещаются воскресная служба и две или три службы святым.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Алла, всё зависит от конкретного случая и от «важности» празднуемых святых. Потом ещё и настоятель может благословить петь так как он хочет, а не как по уставу. Вот и выкручиваешься всегда как можешь. Мы тут однажды из аллилуйной службы пытались служить Полиелей. Это что то, скажу я Вам. Особенно, когда надо петь стихиры на Хвалитех, а их просто нет.

  25. Алла говорит:

    Алена! Если можно, поконкретнее. Скажем, на Господи воззвах оглашается 1 глас и идут запевы первого гласа, а потом где-то на четвертом запеве прибавляется служба святому, скажем, второго гласа. Запевы дальше должны быть второго гласа или продолжаются первого. А СЛАВА потом по гласу. Мы в сельском храме служим только воскресные и праздничные службы, и такие ситуации на каждой службе. Как все-таки правильно совмещать две службы? Наш настоятель предпочитает Устав.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Каков вопрос, Алла, таков и ответ, уж не обессудьте. :)

      Сначала идут стихиры Воскресные, например, как Вы написали 1 гласа, а потом прибавляется празднуемый по календарю Святой и запев к стихире этого Святого поётся уже другим гласовым напевом.
      Если святой восьмого гласа, то после последней пропетой стихиры Воскресной которая была 1 гласа, запев уже восьмым гласом поётся и далее стихира Святому на этот же самый 8 глас.
      Слава так же Святому в Минее, если она есть. И стихира на славу может быть ещё каким-нибудь гласом. Например четвёртый глас. Вы запев «Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу» поёте на четвёртый глас и стихиру следом этим же гласом(четвёртым), а вот на «и ныне» в Воскресенье всегда Богородичен Догматик того гласа, с которого Вы начинали петь Господи воззвах.
      В нашем случае это был первый. Значит запев: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь» на первый глас и догматик тоже первого гласа.
      Если на Слава Святому никакой стихиры нет, то канонарх сразу возглашает: «Слава и ныне глас первый, слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.» А хор допевает запев уже на первый: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь» И далее стихиру Догматик 1 гласа.
      Это мы рассмотрели пример, когда Воскресная неделя посвящена 1 гласу Осьмогласия.
      «Наш настоятель предпочитает Устав.» Сейчас продаются «Богослужебные указания на 2013 год», попросите настоятеля, пусть Вам для клироса эту книжечку приобретёт. Там всё очень подробно про каждую службу, не только Воскресные, но и богослужения Великого поста и праздников. :)

  26. Алла говорит:

    Спасибо, Алена! Я получила ответ на свой вопрос, что запев к стихире Святого поётся другим гласовым напевом в зависимости от гласа. Просто у нас как воскресные запевы начали, так до конца и поем, а сами стихиры по гласу. Теперь попробуем сделать правильно.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Хорошо, Алла. Вы молодцы, что стремитесь и узнаёте. Некоторые регенты или певчие вообще запевы не поют, а читают. А я всегда только за пение.

  27. Алла говорит:

    А Богослужебные указания у нас есть.

  28. Николай Худяков говорит:

    здравствуйте! спасибо. хорошие ноты. мне 14 лет. я учу церковный обиход и у меня не получается никак 3,5,7,8 гласы не стихирные не тропарные. в остальных гласах я мелодию знаю и тренируюсь на пианино. как мне научиться(хоть чуть-чуть) петь их?

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Николай. Чтобы получился 3, 5, 7 и 8 гласы, нужно просто начать их учить. И учить более тщательно, чем те гласы, что у Вас на слуху, мелодию которых Вы знаете и которые Вы, по Вашим же словам, освоили. :) Начните пока их только слушать(басовку можно скачать себе на мобильник и слушать хоть целый день). Вы их выучите в таком случае даже быстрее, чем сами того ожидаете. Кстати, Вы баритон? Или Вам удобнее петь тенора(высокий мужской голос)?

  29. Николай Худяков говорит:

    спасибо! я стараясь петь и играть в малой октаве. а можно с вами пообщаться например в одноклассниках?

  30. Николай Худяков говорит:

    хорошо. давайте вконтакте.

  31. Николай Худяков говорит:

    не могу вас найти.

  32. Николай Худяков говорит:

    город рязань

  33. Николай Худяков говорит:

    нашли?

  34. Николай Худяков говорит:

    я и в контакте и в одноклассниках есть. можно где вам удобно!

  35. Николай Худяков говорит:

    нет.

  36. Николай Худяков говорит:

    я вас вроде нашел :)

  37. Марина говорит:

    Спаси Вас Господи ! Я давно ищу запись гласов с настройкой. Мы поем уже несколько лет, а вот с тем , чтобы правильно задать тон у меня часто бывает проблема — сказывается неполное музыкальное образование :) Гласы знаем, но из-за плохой настройки все голоса выстраивались только с 2-3 такта. Еще раз огромное спасибо!

  38. Алена, здравствуйте. Преклоняюсь перед Вашей деятельностью.
    Давно не решался обновиться, работа не позволяет заняться
    конкретно пением. От службы к службе. Ситуация тоже интересная. Начинал с
    девушкой, которая чего сама успела нахвататься, тому и научила, спаси Господи.
    Но походы на богослужение за 12 км. оставили в храме вот уже на 16 лет.
    Потом был храм, в котором пел вообще с хором из «бабушек», которых не осилила выпускница духовного училища, они нас вместе с ней просто на просто послали.
    Но не суть. Да и не для сайта. 10 лет пою один.
    Подскажите, если девушка на клиросе появится, как удобнее петь будет, кому на какую партию настраиваться?
    Заранее благодарен. Ваш, Вячеслав.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Вячеслав. :) Благодарю за то, что пользуетесь моим блогом.

      По поводу девушки… Смотря что Вы с нею будете петь, какие произведения. Если это песнопения, в которых альт с сопрано или первый голос со вторым, если это гласовые песнопнеия с моего блога, то пусть она везде поёт второй голос(первую главную мелодию), а Вы, соответственно басовку.

      И смотрите на то, чтобы вы с нею звучали интересно. Если уместно ей петь вторую главную, а Вы можете теноровку(и между Вами секста) пойте так). То есть, если те же гласовые песнопения взять Вы — первый голос(вторую главную мелодию), а она второй голос(первую главную мелодию). Можно задать пониже, чтобы Вам было не высоко.

      Звучит очень хорошо, когда мужской голос поёт первого, а женский второго…

      • Премного благодарен за столь быструю реакцию, не ожидал, учитывая современную занятость. Последняя строка мне больше всего понравилась:) Вопрос второй — как же, всё-таки, лучше петь одному? У нас чаще практикуется вторая партия, даже народ на верую и Отче наш поголовно поёт именно в этой партии. Меня это убивает… Поют одни женщины и никто абсолютно не слышит своих голосов… На самом деле мне, то ли по роду деятельности, или ещё по какой причине, посчастливилось петь только с двумя профессионалами, одна из них была почти девочкой, выпускница. Она то и научила меня тому, что я узнал пости одновременно из Иоанна Брянчанинова. Они с товарищем, будучи курсантами военного училища, ИСКАЛИ храм, в котором наиболее гармонично присутствовало благолепие богослужения, т.е. включая все стороны этого таинства. Простите, что снова лезу со своими личными впечатлениями. Откровение помыслов…

        • Алёна Семёнова говорит:

          Вячеслав, с тем какую всё — таки Вам партию петь, Вы уж, пожалуйста, сами определяйтесь. :) Я всё уже Вам написала выше…
          «У нас чаще практикуется вторая партия, даже народ на верую и Отче наш поголовно поёт именно в этой партии.»
          Народ поёт наверняка ниже, чем нужно(собственные многолетние наблюдения), значит, тем более, подпойте им первого, Вы ведь баритон?
          А там, глядишь, кто то из этого самого народа к Вам на клирос придёт петь, потому что им(народу) понравится то, что Вы всё слышите своим музыкальным слухом и хорошо при этом поёте и знаете, как должно быть хорошо.
          Вас когда то научили, теперь, возможно, Вы научите. :)

          • Народ, к сожалению, постоянно пытается подстроиться под певчего… В результате, сами понимаете, что. В любом случае, спаси Вас Господи, за Ваше слово. Продолжайте нести его тем, кто жаждет Вашей помощи, как той воды, которой испив, не возжаждет вновь.

          • Алёна Семёнова говорит:

            Ладно, когда пытается под певчего подстроиться… Это как раз и очень хорошо. :) В моей практике было: когда народ буквально перекрикивал мой клирос, продолжая петь в своём темпе, в своём ритме и в своей тональности…
            Тогда я просто замолкала и клирос мой тоже, так те, кто орал в храме «Верую» или «Отче наша» как блаженные, тоже начинали петь тише и в итоге могли вообще замолчать. И стоило орать? Продолжайте, господа, вы ведь громче( а значит и «лучше» клироса поёте)!!! Чего ж замолчали? Перекрикивать стало некого и интерес к ору сразу же пропал?!
            Это был такой тупизм!!!! Не передать словами.

  39. Виктория говорит:

    Алена, спасибо большое за ваш труд!!! Все скачала, начнем учить с первого гласа!

  40. Вы профессионал, говорить с Вами, одновременно, и легко и сложно. Легко от того, что, как профессионал, сами прошли через все те трудности, которые кому-то ещё только предстоят, кого-то преследуют. Трудно от того, что Вы фанат. Не Вам Господь сказал, «о, если бы ты был холоден или горяч». Вы горячи, как тот слой пламени свечи, которым выжигают на теле. О чём Вы подумали? Да, Вы правы, я завидую. Дай Вам Бог оставаться такой.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Ого! :) Фанатом меня ещё никто не называл…хотя… Да, Вы правы, Вячеслав. :) Расскажу Вам один случай.

      Меня направили по благословению ныне покойного архиепископа Софрония в храм Новомучеников и исповедников Российских в г.Ленинск-Кузнецкий. У нас в духовном училище училась Настя Агапова(Сазонова), ныне проживающая и служащая в храме в городе Бохум(Германия). Так вот у неё в квартире был копир «Ксерокс» и все студенты, и даже преподаватели к ней обращались с просьбой копирования нот. В конце 90-х ксерокс был редкостью.

      Я тоже обратилась к ней. Только «завалила» бесцеремонно к ней домой и печатала все ноты, которые мне были нужны для хора у неё до позднего вечера. Даже культурно-возмущённый глас её родителей не имел на меня и мою наглость должного воздействия. Я напечатала ВСЁ!!! До последней страницы…
      Когда со мною прощались, то отказались меня принять вновь(я хотела купить большой торт и прийти поблагодарить). Я чувствовала себя ужасно на протяжении всего времени, пока печатались мои ноты для хора в Ленинск-Кузнецком и который меня уже ждал. Ещё ужаснее мне было, когда я ушла оттуда. Но я всё это сделала, потому что я — была на всю голову «забабашенная» регентша, мечтающая тогда о первом серьёзном руководстве церковным хором.
      Я, очень стесняющаяся и смущающаяся создать кому-либо какой-либо дискомфорт, переступила через рамки приличия только для того, чтобы достичь своей цели: снабдить свой новый хор песнопениями на первое время. Ведь тогда в Новокузнецке ксерокс был редкостью, и где мне было тогда искать этот копировальный аппарат в небольшом и незнакомом мне городе?
      Мне очень долгое время не давало покоя данное происшествие и когда мы с Настей нашли друг друга через интернет(пару лет тому назад), то я выпросила телефон её родителей, позвонила им и попросила прощения за ту свою выходку…
      Поэтому фанатизм, Вячеслав, это не есть хорошо.
      Не завидуйте. :)

      • Андрей говорит:

        Ещё это называется хорошим Русским словом — дерзновение. Вот, так, дерзновенно и надо шествовать по Божиему пути.

  41. Татьяна говорит:

    А почему у вас начало первого и седьмого гласа поётся по другому не так, как в учебнике гласов по Бекаревичу, а в остальном всё совпадает со старинным учебником по Бекаревичу?

    • Алёна Семёнова говорит:

      Потому что существует несколько вариантов распевания начала этих всех гласов, несколько вариантов самих мелодических строк, чередующихся друг с другом внутри одного взятого гласа.
      Существует также и несколько вариантов запевов, которые могут принадлежать одному издателю, то бишь Бекаревичу или кому ещё(например глас один, а напевов несколько Придворный обиход или Киевский напев и т.д.). И вот эти несколько вариантов распевов принадлежат одному гласу, а по сути совершенно различные как мелодически, так и ритмически.
      Приехала регент — профессионал к нам в Сибирскую глубинку. Послушала как у нас гласы поются и взяла начало другого варианта. Чтобы народ наш не смущать и более менее подстроиться под местные варианты гласовых напевов.
      Именно поэтому у нас в Новокузнецкой епархии напевы те, что были привезены в 1994 году протоиереем Александром Пивоваровым и его замечательной дочерью, Регентом — Профессионалом Ангелиной Александровной Толстокулаковой.
      Они открыли тогда в далёкие 90-е Новокузнецкое Православное Духовное училище, чтобы обучить таких вот безграмотных в церковном пении и уставе, какою была я и многие мои однокашники…

  42. Юлия говорит:

    ох спасибо!!!!!

  43. Алёна, я подсмотрел спевку утренней, возник вопрос. Вам наверняка приходилось
    сталкиваться с ситуацией, когда священнослужитель гонит. Возгласы, молитвенное в ектиниях, всё нарочито произносится в таком бешенном темпе, когда понимаешь —
    придётся таки поспешить. Результат — херувимская, и та превращается в частушку,
    понимаю, понимаю — профессионал выкрутится, споёи и в темпе и красиво, но, Вы, на сколько я понимаю, не выкручиваетесь. Как Вам это удаётся?

  44. Алёна Семёнова говорит:

    «Вам наверняка приходилось сталкиваться с ситуацией, когда священнослужитель гонит» %) :(

    Приходилось, Вы правы, Вячеслав. Обычно я «не выкручивалась», а просто покидала сей приход. Шла туда, где «не гонят» и клирос, с которым пою, спокойно выговаривает все слова. Ведь «в начале было Слово….»

    Просто я не делаю пауз на службе. И всё проходит в плавном умеренном темпе. Во всяком случае очень стараюсь делать именно так. O=)

    • Спасибо, Вы, как всегда, галантны и великодушны:)

    • Аноним говорит:

      Вы знаете ,у нас тоже батюшка частенько просит в темпе как можно скорее отпеть службу ,и тут мы решаем ,а вот не будем спешить и споем как положено ,Херувимская ,Милость Мира …со всеми музыкальными остановками…в итоге засекаем время и получается заканчиваем так же один в один ! Чудеса !!!

      • Алёна Семёнова говорит:

        Вы правы, так оно обычно и выходит. Те, кто торопят службу, в лучшем случае минут на 15 раньше заканчивают. Нет смысла никакого гнать с пеной у рта.
        Ладно те, кто уже давно в храм ходит и уже немного понимает о чём поётся или читается на богослужении.
        Представьте себе человека, который впервые зашёл в храм православный и попал на «скоропалительное» богослужение. Уйдёт к сектантам. Потому что там всё подробно и тщательно выговаривают и ещё и объясняют, да и поют не торопясь. Все слова понятны. А то, что не понятно, пастор объяснит.

  45. А Вы попробуйте, запишите это и послушайте, потом отпишитесь. Хотя, не мне Вам это говорить. Простите, но мы с Вами стремимся максимально наполнить смыслом храмовое богослужение. Там совсем не много времени уходит, на самом деле.

    • Алёна Семёнова говорит:

      То есть, Вы предлагаете мне со своим уставом в чужой монастырь залезть?
      Нововведение своё, так сказать, сделать? Петь Блаженны и вставлять чтение тропарей….Или я Вас не правильно поняла, Вячеслав? =)

  46. У нас здесь недалеко монастырь Свято Димитров, Дмитрий донской вставал некогдана этом кургане на привал, возвращаясь с Куликова поля (в 80-ти километрах). Перед этим славным событием монастырь посещал Пересвет, благословивший его, уходя на битву, своим посохом. Здесь я подвизался сторожем (на stihi.ru Ночь на монастырском кладбище), здесь и услышал впервые чтение блаженных. Теперь у них не читают… Читаю я.

  47. Испросите благословления у настоятеля, поверьте, не откажет.
    Да, Вы правильно меня поняли.

  48. Виктория говорит:

    Алена, спаси вас Господь за такой прекрасный сайт!!!Столько всего в помощь в обучающимся петь на клиросе!!!!!

  49. Евгений говорит:

    Алёна!!! Спасибо вам сердечное! За ваш труд и за знания. Могу себе представить как выложенная информация помогает многим. Пытаюсь что-то осилить и я. :) Наверное еще поэтому понимаешь сколько сил и времени затрачено на это вами! В сети не нашел аналогов и это говорит о многом. Спаси вас Господь. Ну что тут еще сказать. Пожелаю вам воспринимать мои реплики как воспринимали их святые отцы. Боюсь навредить, Алёна… Но спаси вас Бог!

  50. Ирина говорит:

    Уважаемая Алена искренне Вам благодарна за Вашу заботу.Поверьте Ваши труд приносит плод и помогает нам в освоении клиросного пения.С нетерпением жду Ваших уроков! =)

  51. Марина говорит:

    Здравствуйте, Алена. Спаси Вас Господи.
    Не имею музыкального образования, поэтому у меня очень много вопросов.
    Не совсем понятно, почему в первом стихирном гласе голоса разделяются на первый второй (я пою на клиросе вторым, значит альтом?), а во втором стихирном гласе на сопрано1, сопрано2, третий голос (альт?) и басовую партию. Я запуталась, где же здесь второй голос? *UNKNOWN* Помогите пожалуйста.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Марина. Второй голос — он же второе сопрано(в женском трёхголосии на клиросе) и он же альт в смешанном хоре, где есть мужские тенора.
      Здесь у меня на сайте второй голос, что Вам нужен — это первая главная мелодия. Как услышите в аудио это слово «первая главная», значит это и есть Ваш альт любимый, он же второе сопрано ( надеюсь прояснила) Или ещё больше запутала? ;)

  52. Марина говорит:

    Огромное спасибо, Алена. Теперь все ясно. Ура! *BRAVO* Буду слушать и петь вместе с Вами. А вот как скачать видео с ютьюб я не поняла, хотя в Инет вхожу через Мозиллу. *PARDON*

  53. Марина говорит:

    Добрый день, Алена. Пробовала скачать видео так, как Вы посоветовали. Дошла до желтой кнопочки СКАЧАТЬ. А мне выскочило окошко Ошибка: не указана ссылка.
    Может быть я что-нибудь не правильно сделала? *SORRY*

  54. Марина говорит:

    Добрый вечер, Алена!
    Я не совсем поняла, где находятся ноты второго стихирного гласа на тропарный. Здесь только ноты и видеозапись Киевского распева Придворного обихода 1914 г.
    Я запуталась *HELP* . Помогите мне пожалуйста.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Марина. Стихирный глас как второй тропарный мы не поём. Просто есть ноты второго тропарного, есть аудиозаписи второго тропарного напева, но выучив его, Вы сможете этим мотивом распевать стихиры.
      Я именно это имела ввиду. Сами стихирные гласы на второй тропарный я не расписывала, не распевала и пока не собираюсь этого делать.

  55. Марина говорит:

    Теперь понятно, спасибо за ответ =)

  56. Наталья говорит:

    Спасибо за Ваш труд. Хотя в клиросе года 4 (милостью Божией), но гласы, особенно стихирные, не все получаются.Муз.образования нет. Ноты понимаю, но петь без пианино не могу. Или прилепляюсь ( у нас называют 2-й голос, а у вас это 2-е сопрано). А хочется научиться держать мелодию, особенно, когда в хоре 3 человека (регент(1,2-й голос по-необходимости), бас, и я-прилипала.)И из-за моего неумения бывают конфликты, обиды. Не всегда ловлю настройку-и регенту приходится петь со мной 2-м голосом, так как для баса-это отправная точка. Слушала ваши учебные пособия и ноты -прекрасно получается.Только у нас нет нот(обиход) и мы поем на слух (у бабушек научились). Поэтому немного отличается и длительностями и мелодикой. Но в основном-просто супер. Еще раз благодарю.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Это хорошо. Значит у Вас есть куда стремиться, Наталья. =)
      Ведь нет предела совершенству. Особенно в пении…. Особенно в клиросном пении…. =)

  57. Наталья говорит:

    =)

  58. Наталья говорит:

    Как говорил один знакомый священник — и хорошее духовное упражнение ;)

  59. Nataliya говорит:

    Алена здравствуйте!проблема со скачиванием.Ирмосы по партиям скачала,а вот стихирные гласы и тропарные по партиям не скачиваются, можно либо квартет скачать либо просто прослушать гласы по отдельности.Спаси вас господь!

    • Алёна Семёнова говорит:

      Обратитесь к мастеру, который соображает в работе с компьютером, он поможет Вам скачать.

    • Елизавета говорит:

      Правой кнопкой мыши кликаете по ссылке, нажимаете «сохранить объект как» и выбираете куда сохранять)

  60. Екатерина говорит:

    Здравствуйте Алёна. Начала учить 2 -й глас. Но у меня есть трудности с голосом. Не вытягиваю высокие ноты. И ещё в нашем храме поют гораздо быстрее чем Вы, поэтому мне тяжело запоминать. Я уже запомнила, как они поют, а теперь надо переучиваться. И ещё у меня вопрос: когда читаю или пою в горле собирается, как мокрота… что делать???

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Екатерина.
      А Вы какую партию учите? У меня здесь все поют не высоко, особенно во втором стихирном. В третьем тропарном всё гораздо выше зазвучит.

      «ещё в нашем храме поют гораздо быстрее чем Вы, поэтому мне тяжело запоминать. Я уже запомнила, как они поют, а теперь надо переучиваться» А от меня Вы что хотите? Если Вам не нужно, то не запоминайте, как у меня. Никого и ни к чему не принуждаю.

      При мокроте можно потихоньку прокашляться. Только потихоньку. И попить водички чистой.

  61. ольга говорит:

    Здравствуйте Алена! Мне нравится петь с вами, но для меня это высоковато и поэтому я попадаю только с мелодией, а не с вами. Это правильно или нет?

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Ольга.
      А может быть Вам второй голос осваивать и на первый? Тогда и не придётся с фортепиано петь. Хотя… Если Вам так удобно, пойте с фортепиано. =)

  62. Ольга говорит:

    а мне очень удобно петь с вами и первый и второй голос, партии хорошо прослушиваются просто здорово и удобно учиться особенно после распевки

  63. Надежда говорит:

    Здравствуйте, Алена!!
    Подскажите пожалуйста, когда на клиросе поют две вокалистки, они поют партии сопрано1 и альт, или сопрано1 и сопрано2????

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Надежда. Я не знаю, каким голосом им петь. Всё зависти от регента и от самих вокалисток, от силы и тембра их голосов.

  64. Анна говорит:

    Огромное Вам спасибо!!!!! Это замечательный труд, который помогает многим!!! Пою в церкви почти год, и к сожалению, до сих пор путаюсь в гласах.. Очень надеюсь что это пособие мне поможет! Спасибо большое!

  65. Анна говорит:

    Храни Вас Господь!

  66. Алексей говорит:

    Здравствуйте Алена. Большое спасибо за ваш труд. Учебные пособия что надо. Я пою тенор, если правильно понимаю, в ваших квартетах это третий голос (альт)? Еще раз спасибо, и дай вам Бог.

  67. Светлана говорит:

    Алена, я поняла, почему Вы занимаетесь всем тем, чем занимаетесь — это просто ВЫ. Это Ваше сердце……Вы нашли себя и помогаете людям. Простите меня, если я Вас обижала — я не хотела этого. С уважением, Светлана.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Бог простит, Светлана, меня простите, коли где нагрубила или задела Ваши чувства.
      Я не в обиде. Во первых, хороших отзывов и комментариев примерно на 98% больше, чем не очень хороших, а во вторых, некоторые критичные замечания со стороны читателей и подписчиков помогают мне совершенствоваться в клиросном пении и становиться лучше и добрее по отношению к другим.
      Слава Богу за всё. =)

  68. vladimir говорит:

    нет слов -АНГЕЛЬСКИЙ САЙТ и огромная моральная поддержка!! за все годы, которые я пытался чему-то научиться, ни один «христианин» — певчий не мог подсказать хоть на малую дольку: (своих забот полно) а то и вовсе: закрывали рот
    СПАСИБО, АЛЁНА! БОГ тебе в помощь! Единственное желание: поскорее перевести всё на флешки. И петь и петь и петь! ОДНОМУ…ПОКА НЕ ПРИДЁТ УВЕРЕННОСТЬ. А пока успеть записать, мало ли что.. чтобы не потерять!

    :

    • Алёна Семёнова говорит:

      Владимир, Бог в помощь. Я только радуюсь, когда ещё один певчий стал профессионалом, а из робкого неумехи начинает звучать чистый глас 8)

  69. Нина говорит:

    Спаси Вас Господи!А говорят -чудес не бывает!Ваш сайт-просто дар Божий!Я очень хотела петь на клиросе,но не решалась проситься,потому что вообще не поющая.Церковное пение меня просто завораживает,и после службы еще долго слышу его внутри себя.И вот батюшка благословил петь на клирос -тут бы радоваться,а у меня одни слезы-тон взять не успеваю,пою «тяжело,нижним отделом»,а надо грудным,легко и радостно,(а как понять,где какой отдел?!),и каким голосом петь-тоже не понятно,но у первого мелодию легче запомнить,второй вроде не очень требуется,а третий -еще сама учится и я её сбиваю,поэтому пока пробую петь вторым,потому что первый поет на терцию(и что такое терция?)выше того,что в нотах и мне сложно так высоко,а вообще хору нужен 1 и 3.Пока научилась только вовремя замолкать и стараюсь не мешать певчим.Репетиций нет и заниматься со мною некому,но из хора не гонят,терпят,говорят-учись дома(???!).Уже совсем отчаялась,а тут -по милости Божией удивительный Ваш сайт-вот и буду теперь учиться дома,слава Богу за все!Помоги Вам Господи!

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Нина. =)
      Никогда не отчаивайтесь. Ну и что, что не нужен второй голос? Если у Вас второй, пойте и учите второй. Глядишь, и Вы со своим вторым востребованная окажетесь.

      Если и второй для Вас высоко, учите третий, но я третий рекомендую осваивать после пения вторым. Так он лучше чувствуется в гармонии при пении на клиросе.
      Занимайтесь, Бог в помощь.

  70. Владимир говорит:

    Здравствуйте. Всё бы замечательно, вплоть до оформления сайта, но не хватает СХЕМ гласов, а желательно и подписанных под нотами гармоний. Мне, как басу, много легче запомнить гармонические обороты и знать схему — всё)) Можно, конечно, сесть и переписать все самому, но, думаю, что и Вам интересно будет сайт улучшить, и голоса наши «Спаси, Господи!» пропоют Вам.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Вы меня простите, Владимир, но я даже понять не могу, о чём Вы меня просите. Какие схемы гласов? Какая строка за какой следует или что? Где то эта инфа уже есть. Ну а если и нет, то на вебинарах это подробно всё объясняется и разбирается. Учите гласы и приходите не вебинар.
      Про гармонии не поняла вообще ничего. Их где подписывать и зачем?

  71. Лиза Сибилёва говорит:

    У меня ничего не открывается, не грузится и не поет, хотя в контакте, когда присылают аудио и видео — все работает. Что делать?

  72. Раиса говорит:

    Спаси Господи, Вас Алёна за ваши благодатные труды! Прошу помощи. если можно опубликуйте ноты общего молебна, запевы «Милостивому Избавителю Господу …» и т.д.

  73. Анатолий говорит:

    Дорогая Вы наша, Алёна! Огромная Вам благодарность за Ваш труд! Спаси Вас Господи! =)

  74. Нина говорит:

    Здравствуйте, Алёна! Спасибо Вам огромное за этот прекрасный сайт! Удобней не придумаешь. Мне, как начинающей, он здорово помогает! Храни Вас Господь!

  75. Татьяна говорит:

    Алёна! здравствуйте! Даже не знаю, как Вас благодарить! Вы такую работу делаете, полезную, главное Богоугодную. Я совсем недавно в клиросе, только учусь и без музыкального образования. Воспринимаю только на слух информацию. Да и выучила уже некоторые песнопения, просто потому что любила петь. А тут батюшка неожиданно благословил. И так мне хочется развиваться, научиться красиво и правильно петь, и Вы своими рассылками очень помогаете! Спасибо Вам большое! Спаси Вас Господи! Благослови Господь Ваши труды!
    Это письмо я прочла, и скопировала, потому что у меня такая же история,точь в точь, за каждым словом, и от себя добавлю что вы, Алёна, для нас просто находка!
    и помоги Вам Господи, находить драгоценное Ваше время, для нас грешных.
    Алёна, спаси Вас Господи!!!

  76. Р.Б. Фотина говорит:

    Почему-то не могу открыть уже как две три недели ноты(. Есть проблемы какие-то…А так нужны Ваши ноты!!!!

  77. Юлия говорит:

    Добрый день, подскажите пожалуйста откуда существует деление на гласы тропарные, стихирные и ирмосные? Насколько серьезно они друг от друга отличаются? Какой вид из них желательно знать в первую очередь (тропарный, ирмосной..)? Когда конкретно каждый из них используется? И значит ли то, что если надо петь гласом тропарным, то это только тропарь, если стихирный, то стихиры, ну а соот-но ирмосной ирмосы?

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Юлия.
      Копирую из интернета:
      «Осмогласие Система гласов, служившая для музыкального оформления христианского богослужения. Начало системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас) (4 в.).»

      «ОСМОГЛАСИЕ, в византийской и древнерусской церковной музыке система восьми так называемых гласов — восьми ладово-мелодических структур, выведенных на основе ряда общих ладозвукорядных параметров и ряда конкретных мелодических элементов (и формул) песнопений. Как правило, поэтический текст песнопения распевался в соответствии с одним из гласов (некоторые тексты — во всех восьми). Осмогласие родственно системе средневековых (так называемых церковных) ладов латинской монодии.»

      «И значит ли то, что если надо петь гласом тропарным, то это только тропарь, если стихирный, то стихиры, ну а соот-но ирмосной ирмосы?»

      А как Вы сама думаете?

  78. Галина говорит:

    Спаси Вас Господи, Алёна, за вашу работу. Очень нуждаюсь в Вашем совете.
    Музыкального образования у меня нет (оно у нас только у регента), два года пою на клиросе. До этого всю жизнь ходила в храм, все песнопения знала на слух. Начала петь первым и уже через пару недель могла одна петь свою партию на службе (храм у нас небольшой). Но проблема в том, что мой природный голос — скорее альт, «верхушки» я не достаю. Месяц назад регент переставила меня к альтам, ещё и потому что там девочки постоянно сбиваются. И тут началось!! Без других голосов свою партию я уверенно и правильно пою, но как только слышу сопрано, у меня сразу всё теряется, моментально сбиваюсь, не слышу себя, не слышу гармонии. Помогает только тенор (баса нет). Сейчас упорно занимаюсь, но всё равно часто сбиваюсь. У нас принято считать, что маушки священников должны петь, да мне и нравится очень. Но, может, надо смотреть правде в глаза: и первым не могу, и второй не «слышу»…
    Очень прошу Вашего совета. Извините, что так долго объясняла.

  79. Анна говорит:

    Мне очень понравился Ваш сайт. Это действительно находка для начинающего певчего. Можно разучивать гласы, распеваться самостоятельно. Спасибо Вам огромное!

  80. Татьяна говорит:

    Большое Вам спасибо, Алена, за Ваш благородный труд. Храни Вас Господь!

  81. Елена говорит:

    Благодарю вас за ваш труд. Просто, доступно без «мудрования». Я хочу уточнить: номер карты «VISA» не изменялась?
    Спаси Господи.
    Помощи Божией в ваших трудах.
    Елена.

  82. Алина говорит:

    Доброе время суток! ООООГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ за Ваш труд! Более чем понятного и грамотного сайта для таких, как я неграмотных)) ещё не встречала!!!
    После обучения я стала понимать, что стихирные гласы оказывается отличаются. Я просмотрела несколько страниц с нотами по первому гласу и во многих церквях они разные. Есть Киевского распева, а есть и Московского и т.д. Так что прежде чем учить гласы, внимательно посмотрите или узнайте каким распевом вы поете на клиросе. А Вам Алёна я даже не могу выразить свою благодарность, всё настолько лекго и доступно, всегда можно с вами списаться и вы всегда ответите.

  83. Татьяна говорит:

    Алена, присоединяюсь ко всему вышесказанному — то, что Вы сделали и делаете, поистине бесценно! пусть у Вас и Ваших близких все будет хорошо!!!)))))

  84. Павел говорит:

    Спасибо Вам огромное и храни Вас Бог, очень хороший сайт!

  85. Наталья говорит:

    Алена, доброе утро. Скажите пожалуйста смогу я с помощью Вашего сайта понять азы церковного пения. Я хочу петь, в хоре но меня не берут, говорят я не попадаю в ноты. Можно я буду у Вас консултироваться. Благодарю =)

  86. Елена: говорит:

    Здравствуйте, Алёна. Я без музыкального образования, но обожаю петь: пою в Народном хоре , дома, на работе(когда это нужно). Второй месяц учусь петь в Церкви, учу нотную грамоту. Благодарю Вас за Ваш труд и огромную помощь — это ВСЁ мне очень помогает =) . Храни Вас Господь.

  87. светлана говорит:

    Спаси Господи за отличную помощь. Наш приход в честь Владимирской иконы находиться в Бергамо (Италия) и у нас немало проблем на нашем клиросе. Благодарим и желаем многая лета.

  88. Мария говорит:

    =)
    Добрый вечер,Алена. Была недавно у меня возможность спеть 7 гл. правильно,т.е. как вы выложили,потому что регент в тот момент болела и петь пришлось мне в один голос. Пела как вы показали,а ей не понравилось,говорит,что он звучит,в частности концовка,как-то заунывно,с чем совершенно я не согласна. Скажите,есть ли объяснения этому напеву,почему его именно так поют,чтобы было что сказать,уж очень он мне нравится. :( Она раньше выучила 7 гл. немного отличающийся от этого,в частности раньше ей его на слух напевали,что выучила,хотя может и есть такой напев?

    • Колганова Тамара говорит:

      Алена Вы глубоко верующий человек просто делаете свое дело т.е несете послушание которое дано Вам от Бога ничего не требуя взамен Спасибо за Ваш труд. Я учусь у Вас не только правильному пению но и сокрытому духовному деланию служению Богу на пользу людям. Это очень тяжело. Храни Вас Господь.

  89. Людмила говорит:

    Доброе время суток, Алёна! Очень буду рада вашим рассылкам. А также skype сообщите, пожалуйста. Только сегодня, 16.06.14г., нашла ваш сайт. Хотелось бы участвовать и в ве-бинарах. В нашем храме поют, в основном, придерживаясь Московских распевов. Буду рада общению. С уважением, Людмила.

  90. Ирина. говорит:

    Напевы Санкт- Петербургские.

  91. Марина говорит:

    Спаси Господи за Ваш труд! Спевка очень помогает мне, я хотела узнать, я только получила благословение, пою недавно, но у меня голос тихий, если я буду петь, станет ли хоть немного громче?

  92. лидия говорит:

    Добрый день, Алена. А у меня такой вопрос: совместима ли дыхательная практика по методу Бутейко Н К с пением на опоре и вообще с пением на клиросе? Если можно ответьте мне как специалист по технике вокала. Извините за несколько странный вопрос. Спасибо.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Лидия. Я не знаю о дыхательной практике по методу Бутейко, поэтому никак не могу профессионально ответить на этот вопрос.

  93. Ольга говорит:

    Здравствуйте, Алена! Огромное спасибо за Ваш труд, наконец-то я могу спокойно, даже на работе сидеть и учить гласы, а то все никак руки не доходили. Ведь за ноты нужно специально садиться, а тут можно просто слушать и напевать свою партию и так и запомнить, по крайней мере это можно спокойно делать каждый день, не откладывая на завтра. НА клиросе 1 год. Образование: 7 лет музыкальной школы по классу скрипки. Огромное желание петь на клиросе и еще хочу выучить устав и начать помогать матушке, т.к. у нас ее подменять некому, а у нее и семья большая и съездить куда-нибудь хочется иногда. Хотелось бы пообщаться с Вами в соцсетях, но я Вас не нашла ни на Одноклассниках, ни В Контакте.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Ольга.
      В Одноклассниках меня нет, а в контакте http://vk.com/id147012471.
      И внизу, в конце каждой статьи есть маленькие значочки. А под ними три значка побольше. Твиттер, В контакте и фейсбук. Нажимаете на любой и открывается моя страница в соц.сети.

  94. надежда кошелева говорит:

    Алена! Благодарность огромная! Вам! Посещала в храме пение но там мы осваивали тропарное пение гласы4 1 8 6 7 стихиры не трогали я сама переписывала ноты с вашего блога но было очень трудно Сейчас по плану каждую неделю 1 стихирный глас начиная со 2 плюс заучивание текста как вы говорили.

  95. нина и наталья говорит:

    Алена добрый вечер. Спасибо Вам большое, давно заглядываю к Вам. Очень помогает. Я вообще ноты в руках не держала и нет образования музыкального, благословил Батюшка петь, очень по душе мне это занятие, но ничего не знаю, пою за всеми, хотя у нас нет руководителя, никто ничего не знает, на ощупь. Ходила прослушиваться сказали у меня второе сопрано. Хотелось бы с Вами поговорить об этом, так хочется красиво, а сегодня такой праздник. а мы все испортили. ЖДУ С НЕТЕРПЕНИЕМ ОТВЕТА.

  96. галина говорит:

    Алёна,здравствуйте.Внашем храме службы только воскресные-литургия,гласы стихирные не поём,с чего начать обучение?

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Галина.
      Начинайте с тропарных. Принцип разучивания то же самый, что и у стихирных гласов.

      • галина говорит:

        Здравствуйте,Алёна! После литургии батюшка сказал,что надо петь веселее,а как можно спеть весело херувимскую или господи помилуй!Или может темп увеличить,посоветуйте,пожалуйста.

        • Алена Семенова говорит:

          Галина, когда мне так батюшка сказал, то я ушла с этого клироса уже в следующем месяце, и, даст Бог, никогда туда уже не попаду.
          Ну а Вы сама решайте, что Вам делать. Душу корёжить в угоду батюшке, прикрыв это безобразие словом «послушание» или всё же сделать так, как чувствуете сердцем.

  97. Наталия говорит:

    Здравствуйте,Алена! Подскажите, где у Вас на сайте можно скачать распевку и как правильно дышать?

  98. Ольга говорит:

    Здравствуйте, Алена! Простите меня, пожалуйста, но мы 6 глас поем одинаково как стихирный, так и тропарный. А у Вас я послушала, они разные. Мы по книжке поем (осмогласие о. Никифора). И не только шестой, а еще и второй, и пятый… Я совсем запуталась. Мы неправильно поем? Помогите разобраться? Я не регент, а образование только ДМШ. С уважением, Оля

    • Алена Семенова говорит:

      Здравствуйте, Ольга.
      Нет в церкви единого узаконенного гласового напева, поэтому во всех храмах даже одни и те же напевы гласов поются по-разному. Это нормально, поэтому нет ничего такого в том, что вы поёте совсем по-другому.
      Главное, чтобы это было слаженно и молитвенно

  99. Елена говорит:

    Здравствуйте,Алёна.
    Прошла 1-я неделя обучения.Стихирный глас 2-й освоила.Пробовала петь свою партию(на клиросе пою альтом или 2-м сопрано) с аудио другой партии.Вроде бы,получается.А за скоростью квартета пока не угналась.)Но ночью )) не спою.Тропарный 2-й осваиваю.Но пока голос устаёт,связки.Как-то не так звуки издаю.Ещё попробовала,как в распевке,выдувать воздух,пропевая слова и боли в горле не стало.Но голос немного дрожал и спрыгивал с нот.Я на правильном пути или ошибаюсь?(Обычно после службы связки устают,я ещё читаю.)Раньше пела с псаломщицей без нот,а сейчас у нас регент.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Елена. Связки не должны уставать при пении, даже если Вы читаете и поёте одновременно на службе. Что то делаете не так. То, что голос дрожал и срывался при распевке, говорит о том, что у Вас нет навыков, голос не тренирован. Всё проходит при регулярных занятиях пением. Появляется певческая опора в пении, голос крепнет и становится более выносливым к певческим нагрузкам.
      Старайтесь сейчас обращать внимание на то, чтобы не было напряжения и боли в горле.

  100. Елена говорит:

    http://www.flashmusicgames.com/rus/k/kp_pianino_onlaiyn_s_notami.html

    Это сайт онлайн игра на пианино.Удобно проверять звук нот,когда нет инструмента.Вдруг,не только мне пригодится.)

  101. Наталия говорит:

    Здравствуйте, Алёна! Я никогда не занималась музыкой. Подскажите, пожалуйста, что необходимо знать, чтобы разучить гласы?

    • Ольга говорит:

      Здравствуйте, Наташа! Я не Алена, но позвольте мне ответить на Ваш вопрос. Чтобы выучить и петь гласы ничего особенного знать не нужно. Главное, иметь желание, а Вы его имеете. Слух, конечно, обязательно. Еще было бы неплохо иметь инструмент (пианино, баян, даже детское электронное пианино подойдет, можно на компьютер или айпад скачать «пианино»). А Вы гласы собираетесь самостоятельно изучать или с кем-то? По поводу источника могу посоветовать осмогласие о. Никифора, чудесная книга, там и стихирные, и тропарные, и ирмосные. Мы по ней поем. Удачи.

  102. Наталия говорит:

    Здравствуйте, Ольга! Спасибо Вам, что уделили мне внимание. Гласы хотела изучить самостоятельно. Но не имею понятие, как и с чего начинать?

  103. Наталия говорит:

    Простите, забыла еще спросить, а для чего надо пианино?

    • Елена говорит:

      Когда поёшь без аудио-записи,иногда забудешь,какой звук у какой-то нотки.Если нет инструмента,можно воспользоваться онлайн-пианино.Мне помогает.И со счетом длительности звука-так же.

  104. Ольга говорит:

    Здравствуйте, Наташа! Если будете учить самостоятельно, то возникает вопрос, зачем… Если чтобы потом прийти на клирос и попросить благословения на пение там, это понятно. Но в каждом храме, даже если и по одним и тем же нотам поют, всегда есть какое-то отличие. Вы выучите по своим нотам, а там может оказаться по-другому. В церкви нет единого канонического устава пения. Певчие разных городов и храмов поют по разным нотам. А выучить тему, на мой взгляд, проще, чем переучить. Вам лучше с нуля пойти сразу и на клирос, постоять, посмотреть, послушать, на спевках побыть, читать на церковно-славянском надо учиться.
    А пианино надо, чтобы мелодию себе наиграть, ну и навыки игры на инструменте и нотная начальная грамота…. Пишите, если что. Помоги Вам, Господи!

  105. Алена Семенова говорит:

    Здравствуйте, девочки. Вмешаюсь в ваши прения, если позволите.
    Да, напевы везде разные и здесь выложены гласы для тех, у кого на приходах вообще никаких напевов нет, а всё поётся на один единственный «девятый» глас. =)

    Ну, и часто бывает такая ситуация. Оказывается так, что человек вынужден начать клиросное послушание на приходе, где он и певчий, и псаломщик, и чтец в одном лице. А гласам необучен или знает второй и шестой стихирный, а остальные… %)
    В общем, ситуации встречаются самые различные, и как показывает время, блог востребован и пользуется популярностью как у людей, поющих уже свои устоявшиеся напевы гласов, так и у людей, начинающих осваивать церковное пение с азов. И для таких вот людей и предназначен сей блог. Для них напевы гласов, кое-каких песнопений, чтобы начать петь богослужения.

    И не соглашусь с тем, что не надо учить, потому что потом придется переучивать. Переучите. Ничего в этом страшного нет. Я понимаю, вы двадцать лет уже поёте и вам вдруг переучивать. Это, конечно, сложновато.

    А если Вы полгода — год поучите гласы с этого блога, а потом пойдете петь на приход, где напевы чуть отличаются от анфировских, ничего смертельного или разрушающего вашу сущность не произойдет. Обогатитесь музыкально, вот и всё. Будете знать и эти напевы, и напевы своего будущего прихода.

    Я пела в монастыре в Безруково и у себя в Атаманово. Один регион, но напевы разные. Ничего, справлялась. И разница была не во всех гласах, очень многие пелись одинаково и в Атаманово, и в Безруково.

    Я, например, предпочту взять на клирос человека, мало мальски поющего гласы, чем вообще ничего не поющего и не знающего церковного пения вообще. А переучить — так в этом моё мастерство как регента и состоит.

    Поэтому, Наташа, если решили поучить с этого блога напевы гласов, учите и никого не слушайте, кроме своего сердца. *IN LOVE*
    Бог в помощь.

  106. Галина говорит:

    Здравствуйте, Алена! Слова огромной благодарности за ваш сайт. Храни Вас Господь!

  107. Анастасия говорит:

    Спаси Господи за Ваши труды!!! Давно искала именно такой сайт, чтоб были и записи и песнопения. Вот Господь направил.
    Очень благодарна Вам! Особенно за канон. :)

  108. Ольга говорит:

    Алена, здравствуйте, у меня почему-то нет звука на http://anfir70.ru/audio/Glas_pervuy_vtoroy_golos.MP3, а на квартете есть. Вопрос почему нет звука? Ни только второй, но и другие голоса. Очень хотелось бы повторить перед службой.

    • Алена Семенова говорит:

      Все проигрывается, Ольга, звук есть. Проверьте звуковые настройки на своём компьютере. Может быть у Вас просто громкость звука отключена?

      • Ольга говорит:

        Алёна здравствуйте! Громкость включена, на других ваших страничках звук есть, а здесь нет. Простите, я только те тогда буду учить, спасибо и этого пока хватит.

  109. Татьяна говорит:

    Спасибо Вам огромное, Алена! Пою на клиросе недавно, музыкального образования не имею. Самоучка, можно сказать. Много полезного нашла на Вашем сайте. И за рассылки спасибо! Очень удобно: и ноты, и общее пение хора, и отдельно каждая партия. Катастрофически не хватает спевок. Ваш сайт — большая помощь в данном случае.
    Вчера перед Пасхальным богослужением распевалась час по Вашему видеоуроку — результат был неожиданный. Как и в комментарии выше писали — решила, что это просто мой эмоциональный подъем так сказался. Но нет, петь было так легко, как никогда раньше на клиросе. Голос звучал увереннее и чище. Заметили и другие.
    У меня нет возможности заниматься пением каждый день, но 1-2 раза в неделю в дополнение к основным спевкам, уверена, дадут результат.

  110. Таисия говорит:

    Огромнейшее спасибо Вам, Аленушка!!! Сайт просто супернаходка для клирошан! Особенно для хоров начинающих, которые строятся с «0». Спаси Господи Вас! *ROSE*

  111. Натали говорит:

    Спаси Вас, Господи! Большая помощь! Здравия Вам и Вашей семье, пусть Ангел-Хранитель оберегает всегда!!!

  112. Ольга говорит:

    Алена, здравствуйте! Пою на клиросе год. На левом. На правом — праздничные клирошане, с музыкальным образованием. Пою и первым, и вторым, и третьим, в зависимости от того, кого не хватает. У меня есть только ДМШ. Полтора месяца назад устроилась на постоянную работу, возможности ходить на каждую службу, как раньше — нет. Регент правого хора пригласила меня к себе. Пою третью партию, т.к. там только мужчины, которые порой не вытягивают высокие для них ноты. Все нравится, все прекрасно. Но порой (что достаточно часто) матушка просит меня прийти попеть на левый клирос. Просит петь первым. Я, конечно, отказать не могу. Только потом болит горло, даже не горло, а связки. И в ушах вакуум. Наверно, это совсем не мой регистр. Вторым и третьим пою не напрягаясь, достаю ре малой октавы в звуке, а не в шопоте. В школе пела первым сопрано, но когда это было… Алена, подскажите, как мне быть? Может упражнения какие есть?
    С уважением, Ольга

    • Алена Семенова говорит:

      Здравствуйте, Ольга. Ни в коем случае не соглашайтесь на первый голос. Пойте нижними. Лучше третьим. Главное-звук без напряга, а не дисфония и несмыкание связок в итоге

  113. Надежда говорит:

    Алёна, здравствуйте! Спасибо за Ваши уроки. Стараюсь, но я медлительна. занимаюсь каждый день по Вашим письмам, но в таком темпе освоить задания не успеваю. Пока на 2-м стихирном. Привлекла клирошан. Сопротивляться пытались, но пробуют. Тоже привыкли в основном преть 9-м. Надеюсь их переубедить. Помощи Божией, Вам!

  114. ксения говорит:

    Добрый вечер, Алена. Мне очень нравиться Ваша программа обучения, легко и понятно.Но у нас на клиросе поют другими сихирными и тропарными роспевами,
    поэтому Ваши я должна сначала хорошо выучить-это даже интересней, но несколько замедляет процесс обучения.Однако, я стараюсь и д`ела не оставляю.Спаси Вас Господи за такой уникальный труд.

  115. Ангелина говорит:

    Доброго времени суток, милая Алёна!!! Спаси Господи за ваши труды!!! я только начинаю учиться петь, но в нашем храме мы разучиваем стихирные гласы обиходного распева московской традиции, как мне объяснили, у вас нет нот? сравниваю с киевским, почти такой же распев, но все равно отличается. подписалась на вашу рассылку, но не успеваю в таком темпе, к сожалению, очень надеюсь, как разучу все гласы, продолжить с вами работать))))
    я вообще человек далекий от музыки, и бывает очень трудно меня учить, вообще слуха нет, однако))) но настырность тоже моя черта)))

  116. Юлия говорит:

    Огромнейшее Вам спасибо!!!! Я уже недельку обучаюсь))
    Всегда мечтала научится петь правильно ( а то наш деревенский хор состоит из бабушек которым далеко за 80), теперь будем учиться…учиться…учиться..
    Давно искала подобный сайт. Буду с нетерпением ждать вебинаров и личных консультаций.
    Еще раз огромное Вам спасибо за такие труды!

    • Алена Семенова говорит:

      Вебинаров не будет. Это очень затратно для меня

    • Вячеслав говорит:

      Юля, здравствуйте. Я вот посмотрел, давно уже вы решились научиться и научить. Если не секрет, кто кого? Вы всё ещё в этом же приходе? Не остались ли одна? Как реагируют на Ваше желание ПЕТЬ бабушки?)))

  117. Юлия говорит:

    Огромнейшее Вам спасибо!!!! Я уже недельку обучаюсь))
    Всегда мечтала научится петь правильно, музыкального образования нет ( а наш деревенский хор состоит из бабушек которым далеко за 80), теперь будем учиться…учиться…учиться..
    Давно искала подобный сайт. Буду с нетерпением ждать вебинаров и личных консультаций.
    Еще раз огромное Вам спасибо за такие труды!

  118. Светлана говорит:

    Спаси Господи, Алёна, за Ваши труды! Всё очень понятно, и хорошо разучивается! Если бы я раньше знала про Ваш сайт, уже давно бы начала обучение, т.к. всегда хотела научиться петь на клиросе))) Ещё раз большое СпасиБо!

  119. Марина говорит:

    Алёна. Огромное спасибо за вашу рассылку с уроками. проблема одна — я не успеваю разучивать. но, конечно же, всё буду учить.

  120. Ирина говорит:

    Спаси Господи

  121. Александр говорит:

    А вы можете пожалуйста выставлять инструмент хотя бы для басов. А то для чайников вроде меня сложновато……

  122. Наталья говорит:

    Доброго времени суток, Алена! Огромное Вам Спасибо за ваш сайт! Только теперь начинают складываться, пока еще не большие, но какие-то понятия о церковном песнопении. Буду стараться! Храни Вас Господь!

  123. Юлия говорит:

    Как же их выучить???

  124. Лариса говорит:

    Алена! Спасибо вам большое! Такая помощь! Я начинающий певчий, музыкального образования нет, а у вас все словечки, все нотки слышны! спаси вас Господи!

  125. священник Сергий говорит:

    Алёна, здравствуйте! Мир Вам! Можно как-то скачать ваши записи для занятий певчих нашего храма. Мы служим в далёкой деревне и певчие не имеют доступа в интернет. У меня и самого с пением плохо, поэтому научить не могу и других учителей рядом нет. Ваши записи очень бы пригодились нашему Приходу.
    С уважением, священник Сергий Корельский,
    настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» Архангельская область, Пинежский район, посёлок Сосновка.

  126. Сандра говорит:

    Давно мечтала научиться петь!!! Я думала, что мой поезд ушел еще в детстве, потому что меня не отдали в музыкальную школу. А нанимать репетитора сейчас как-то странно, да и возможности такой нет. Да и город маленький, тут ничего такого и нет.
    Сейчас все изменилось! Ура!!!
    У нас появились занятия по вокалу и нашелся этот прекрасный сайт!!!

  127. Надя говорит:

    Здравствуйте, Алена! Вы ещё просматривает комментарии? У меня насущный вопрос. Если я правильно понимаю, мелодия запевной строки относится только к стихирным гласам. Запасы перед тропарями и кондаками поются на читок. Так? То есть Слава И Ныне в тропарном блоке по входе должны петься на читок, а не на запев конкретного гласа?

    • Алена Семенова говорит:

      Здравствуйте, Надежда. Нет, не просматриваю комментарии.
      Может быть и есть где то запевы на тропарные гласы. Но они не нужны по сути. Я пою читком на одном звуке. На Сл Ин

      • Надя говорит:

        Спасибо! Значит мы правильно пели, а то пришёл новый настоятель молодой и сбивает с толку))

  128. Анна говорит:

    это чудесно! Спасибо!!

  129. Наташа говорит:

    Милая Аленушка!
    Скажите. пожалуйста, Евангельские стихиры (11 стихир, начиная с «на гору учеником идущим») на какой распев поются, если не сложно, пришлите ссылку на ноты.
    С огромным уважением. Наташа.

  130. Лариса говорит:

    Здравствуйте,Алёна!Спаси Господи Вас за Ваш труд!Мы певчие Свято-Никольского прихода г. Екатеринбург испытываем трудности в освоении ирмосных и стихирных гласов. Ноты очень хороши!!!Но как же их скачать?

  131. Дмитрий говорит:

    Спаси Христос!

  132. Анастасия говорит:

    Спасибо за обучение. Надеюсь у меня хватит ума понять и разделять гласы. Они так похожи между собой.

  133. ольга говорит:

    Алена, здравствуйте. Хочу подписаться на вашу рассылку, интернет выдает «ошибка 404», скажите, рассылки еще есть действуют?

  134. людмила говорит:

    спасибо Алена, действительно в приходах пение.,,,,,,а возможно ли общение с вами через скайп?

  135. людмила говорит:

    спасибо Алена, действительно в приходах пение.,

  136. Ангелина говорит:

    Здравствуйте. У Вас в шестом гласе стихирном опечатка. В ля миноре нет знаков при ключе, а у Вас стоит фа диез.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Ангелина, здравствуйте. Никакой опечатки нет. Всё верно. 6 глас-тональность соль мажор, а не ля минор и поэтому фа диез при ключе. Просто звучание гласа во второй ступени и кажется, что ля минор.

  137. Ангелина говорит:

    Во втором гласе стихирном: соль минор- это два бемоля- си и ми

    • Алёна Семёнова говорит:

      И второй глас так же в тональности фа мажор, а звучание своё начинает со второй ступени, с гармонии трезвучию второй ступени.
      Так что всё верно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *