Каким должен быть нотный обиход церковного пения?

Христос воскресе, добрые мои друзья.

Наступило лето, и хотя у нас в Сибири оно больше напоминает осень примерно конца октября, каникулы никто не отменял. Конечно, сначала экзамены, а потом уже каникулы.

Но так как у нас нет экзаменов, обучаться и осваивать церковное пение все из вас начинают в разное время, то и экзаменуете вы себя сами. Этакий экстернат получается в обучении. Хорошо это или плохо, я уже писала здесь, а я сегодня хочу сообщить, что отпускаю всех на каникулы до осени.

Ура! Каникулы!

Не вышло с вебинарами, даже записать не удалось тот, в котором я объясняла второй и шестой глас, поэтому буду ещё летом искать и тестировать хорошие вебинарные комнаты, чтобы с осени плодотворно приступить к занятиям и начать всё же учиться распевать стихиры по тексту.

Для тех, кто не хочет отдыхать летом и продолжит осваивать гласовые песнопения, я всегда на связи. Пишите, всегда рада помочь и проконсультировать.

Сейчас хочу ответить на вопросы одной моей подписчицы. Тем более что это может быть интересно многим из вас. Не берусь утверждать, что являюсь эталоном в плане отправления богослужений и подбора песнопений на них, но всё же осмелюсь дать некоторые советы.

Потому что меня об этом попросили:

«Огромное спасибо за Вашу работу и Ваши письма. Меня зовут Марина…, я живу в Нью-Йорке и учу детишек в воскресной церковной школе — музыке. Сейчас встал вопрос о регентстве, о создании церковного хора или, не знаю, как получится, может квартета. Я закончила теоретическое отделение Липецкого музыкального училища, а также параллельно занималась вокалом.[…]

Всё, что касается музыки, нот, голосов, мне понятно. Но мне хочется спросить, есть ли какая-то закономерность в проведении служб? Этого я, к сожалению, не знаю.

Как подготовить, или, лучше спросить: каков сценарий музыкального сопровождения службы? Есть ли какие-то правила, последовательность исполнения? Кто это должен регулировать? Понимаю, что одним предложением не ответишь, но может, Вы могли бы рассказать о какой-то схеме, например? Пока я этого совершенно не понимаю.

Заранее спасибо, с уважением…»

Что? Как? Когда и зачем?

Пожалуй, опишу то, что делаю на богослужении. На мой взгляд, да, конечно, закономерности определённые есть, так же есть некоторая сочетаемость между собою тех или иных песнопений.

Репертуар моего хора очень скромен, выбор небольшой и если исходить из этого, то песнопения подбираю друг другу в одном стиле. Если беру мажорную Херувимскую, то и Милость Мира с Достойно есть у меня тоже будет звучать в мажоре.

Но иногда бывают Задостойники, а они, как правило, начинаются с минора. Тогда, если Милость Мира в мажоре, то в минор поднимаюсь на вторую ступень и пою Задостойник. Например, Милость Мира в фа мажоре, а Задостойник уже в соль миноре. Или сочетаю мажор и минор как параллельные тональности. Милость Мира в соль мажоре, Задостойник в ми миноре.

Иногда бывает так. Херувимская в фа мажоре, Милость Мира в соль мажоре, Задостойник в ре мажоре. Стараюсь привести всё к одному общему знаменателю. Что это значит? Я просто объединяю тональности.

На Херувимскую задаю фа диез мажор, Ектению просительную следом тоже в фа диезе, если она в фа или в соль мажоре написана автором. Далее Верую (у нас в Атаманово народу почти нет, или поют они робко, поэтому поёт хор также всё в фа диез мажоре). Естественно, Милость Мира в фа диезе и Задостойник опускается на кварту и звучит в до диез мажоре.

И всех, и вся снова поднимаю в тональность фа диез мажор.

Почему я так делаю?

Представьте себе такую ситуацию. Хор поёт в фа мажоре, священник даёт возглас на тоне фа малой октавы и тут вдруг соль мажор. Тон другой задать? Хор, может и перестроится сразу, а вот батюшка…

Гораздо лучше, на мой взгляд, спокойнее звучит всё в приблизительном одном тоне. Обычно, основная тональность богослужения определяется в самом начале Литургии или Всенощного бдения. Если священник начал в тоне фа, и я настраиваю хор на тональность фа мажор. Если соль или фа диез, то и хор поёт в этом тоне.

Иногда на Литургии священник всё же даёт высокий тон (к примеру, ля или ля бемоль малой). Здесь тоже всё зависит от того, какое песнопение перед глазами. Если 102 Христова, то отстрою терцию вниз (с ля на фа) и задам соль мажор от ноты фа.

Не думайте, уважаемые регенты, что для хора это низко. Ничуть. Все поют в спокойном режиме, без напряжения и крика в голосе, потому что понижение тона песнопения на полтона или тон в начале Литургии вполне уместно.

Утро, голос «спит» и если сразу задать ля мажор вместо соль, то это чувствуется всеми поющими сразу же. И ещё. У меня есть убеждение, что хору удобнее петь в тональности чуть пониже основной. Это мой многолетний опыт работы регента и наблюдения за чужими хорами.

Гласы многие в соль мажоре, я задаю в фа диез или в фа мажоре, то есть на тон, полтона ниже. И так со всеми почти песнопениями. Иногда бывает, что песнопение отлично звучит в оригинале, тогда оставляю исходную тональность.

Например, 102 Ипполитова – Иванова написано в ми мажоре. Перед этим звучит в фа мажоре Ектения Великая, которую я умышленно задаю на полтона ниже, памятуя о том, что следом ми мажорный 102 псалом. Где то ближе к Прокимнам и Аллилуарию я позволяю поднять тон до фа или фа диеза, а иногда и соль и далее уже поём в этом тоне. Там ведь перерыв в пении, читается Апостол, и изменить тон очень легко.

И священнику удобно, ему не надо всё время перенастраиваться под нас, и мы тоже уже все настроены и иногда задавание тона перед Херувимской не требуется. А там и Ектении. Ведь хорошо если и хор, и священник (диакон) в одной тональности с хором звучат. Может быть не обязательно тоническая прима. Часто диакон поёт возгласы на ноте до, ре первой октавы (квинтовый тон фа или соль мажора), принцип остаётся тот же. Главное остаться в гармонии и отвечать прошениями на возглас в той же тональности. Диакон на ре – хор на соль, диакон на до, мы на фа.

Надеюсь, я понятно изъяснила этот момент. :)

Какие именно брать песнопения?

Это на вкус регента или настоятеля. Желательно не брать витиеватые или вычурные мелодии, так как это серьёзно отвлекает верующего от молитвы, но и сплошной обиход на одной, двух нотах петь так же скучно. Везде и всегда хороша золотая середина. Воздержитесь от широкого расположения звучания в партиях, если у Вас квартет. Широкое расположение в песнопении звучит должным образом только в большом хоре.

Не берите песнопения, где у сопрано звучит соль или ля второй октавы. Визжащие «тётки» всегда меня раздражали, особенно в храме. Ирмосы Пасхи Веделя не в счёт. И мне как то везло всегда на сопрано. Эту самую ля второй октавы (а хор на Пасху завышал, и звучало в реале си бемоль) у меня в разное время пели Лариса, Вера — колоратурное сопрано, Наталья – лирическое сопрано и др.

А это как фа первой октавы у альтов. Колоратуре было не высоко, ведь у них в диапазоне третья октава вся почти звучала, и вот там им было высоко. А ля второй, так… игрушечка. То есть, ещё очень важно, чтобы в партии сопрано пели не все подряд, кому типа удобно, а те, кто действительно имеет мягкий тембр, лёгкое лирическое сопрано или лирико – колоратурное сопрано.

Всех драматических или меццо сопрано я усаживала только в альты и тенора. Иначе, можно не услышать вообще, кто там поёт внизу (альты, тенора и басы). Мощный тембр вышеупомянутых голосов перекроет по звучанию уже на звуке ми второй весь ваш хор. Я не говорю про фа, соль или ля во второй октавы.

Не пойте, когда руководите хором. Или когда поёте, не

дирижируете.

И ещё. Вы регент, и лучше, если не будете петь совсем или поёте альтом, тенором (девушка), басом (если мужчина). Потому как если будете дирижировать и петь тенором высокие ноты, это слышно, заметно и выделит Вас из звучания всего хора. Лучше потихоньку в басах или альтом.

Вот, пожалуй, и всё. Очень надеюсь, что ответила на ваши вопросы, Марина. Если нет, то напишите, что ещё не понятно, и я попробую это объяснить так, как это вижу, чувствую и понимаю.

Всего доброго обучающимся и служащим. Да, и не забудьте заглянуть на мою новую страничку, которую я начала наполнять совсем недавно. Жду ваших пожеланий и комментариев.

Искренне ваша, Алёна Семёнова

Нажмите на кнопочки, сказав автору блога БлагоДарю:

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:

Об авторе Алёна Семёнова

Я - Алена Семенова, красивая шатенка из Сибири. Люблю творчество и все новое, что входит в мою прекрасную жизнь. Благодарю Бога за то, что Он позволил мне появиться на свет и заниматься любимым делом. Моё предназначение на этой планете - обучить церковному пению всех желающих приобщиться к церкви и пению на клиросе. Моя цель - преуспеть самой, помочь другим людям преуспеть и оставить после себя яркое, полное и богатое духовное наследие.
Запись опубликована в рубрике Песнопение с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

11 комментариев: Каким должен быть нотный обиход церковного пения?

  1. Ольга говорит:

    Спасибо Вам Алёнушка, за Ваш усердный труд, за Вашу помощь и поддержку нам — пока еще неопытным певчим, спасибо, что остаетесь с нами! Помощи Вам Божьей и вдохновения! *ROSE*

  2. Ангелина говорит:

    Спаси Господи! :?)

  3. Ольга говорит:

    Алена а у нас вот регент как раз сопрано я пою альтовую партию сегодня на литургии прошу ее не сидеть на мне обиделась очень сильно но это не возможно после полутора часового такого пения кажется вагон картошки разгрузила вы не знаете почему такое ощущение может я сама виновата

    • Алёна Семёнова говорит:

      Ольга, я так поняла, что это не регент хором управляет, а Вы, певчая — альт, тянете всех на себе всю службу, так? Может быть поэтому и ощущение у Вас, что вагон разгрузили.

  4. Андрей говорит:

    «»И ещё. Вы регент, и лучше, если не будете петь совсем или поёте альтом, тенором (девушка), басом (если мужчина). Потому как если будете дирижировать и петь тенором высокие ноты, это слышно, заметно и выделит Вас из звучания всего хора. Лучше потихоньку в басах или альтом.»»
    Алёна, у нас регент поёт вторым тенором (муж.хор). Это не правильно, да?

    • Алёна Семёнова говорит:

      Андрей, это не то чтобы правильно или не правильно. Просто идеально, когда регент слушает звучание хора и при этом молча артикулирует (проговаривает губами) то, что поёт хор.
      Для чего это нужно и что это даёт, я уже писала выше в посте. А Ваш регент он хотя бы не первым поёт, и это хорошо. Просто он вас всех на себе «вывозит» каждую службу.
      Я не сказала, что это плохо, потому как сама все клиросы таким вот образом на себе каждую службу «вывозила». Потому как у меня совсем не поющие стояли и пели. Ну как их бросишь то? Потеряются сразу же и уплывут в другую тональность или вообще вариации на тему текущего песнопения начнут выводить.
      Их реально всегда «держишь» на себе. Так же как и Ваш регент, поющий вторым тенором держит всех вас.
      Просто довести свой клирос до совершенства и тогда можно оставить их и не подпевать им ни первым, ни вторым… ни каким голосом. Дирижировать и слушать.

  5. vladimir говорит:

    CПАСИБО АЛЛЁНУШКЕ !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *