Отчего зависит?

Здравствуйте мои дорогие и преданные друзья.

Приветствую всех вновь примкнувших к обучению клиросному искусству и церковному пению на моём авторском блоге.

Отчего зависит пение на клиросе?

Тему данного поста мне навеяло одно сообщение, пришедшее на почту от одной моей коллеги. Она пишет (назовём её условно Елена) о том, что на один из приходов срочно требуется псаломщик. Она так и пишет, что катастрофа, что на этой неделе нет никого, кроме чтеца и всю службу там читают… То есть, там нет постоянного псаломщика, постоянным является только чтец.

Когда я предложила одну из знакомых певчих, которая может спеть и которая не псаломщик, то Лена мне сказала о том, что певчим там не платят. Нет возможности платить певцам, только псаломщику, да и того очень скудненько вознаграждают. Ладно, не в деньгах счастье, как говорится, а в их количестве. :) Но…хотя бы за проезд, девушка студенткой ещё является.

Мда. Я и не представляю, как можно петь в одноголосие, а тут даже и этого нет. Это в наше то время, когда открылось множество регентских училищ и церковно — певческих курсов?! У нас в Новокузнецке, помимо духовной семинарии, данные курсы по церковному пению

присутствуют, и все желающие могут там обучиться.

И я не скажу, что Новокузнецк — огромный мегаполис. Совсем нет. Этот город — провинциальный, с металлургической промышленностью, шахтами и населением пятьсот с небольшим тысяч человек. Если сравнить с тем же самым Новосибирском, который тоже считается провинциальным городом, то там около полутора миллиона проживающих.

Новокузнецкая семинария, за годы своего существования, обучила и выпустила более ста выпускниц регентского отделения. И петь, оказывается, некому на одном из городских приходов. Почему так произошло?

Некому петь в городском храме.

Очень хочу порассуждать на эту тему с вами, мои родные. Как-то всегда в моей жизни складывалось так, что я получала хорошее вознаграждение за пение на клиросе. Иногда, даже очень хорошее. Все мы живём в материальном мире и вкушаем пищу, одеваемся и пользуемся другими благами тленного мира, оплачивая, кто рублями, кто евро и долларом, а кто сомами, тенге и лумами.

И я не скрываю то, что именно пением в храме, зарабатываю себе сейчас на жизнь. Петь на клиросе начала ещё в бытность своего муз.училищного студенчества. И уже тогда, моё пение в храме оплачивалось. Были, конечно, времена, когда я безвозмездно пела на клиросе. Но это было в период моего обучения регентскому искусству, и в скудно — оплачиваемые кризисные годы работы преподавателем в НПДУ.

И это хорошо, так как настоящий регент должен через всё это пройти непременно. Но я отвлеклась. Так от чего же всё таки зависит пение на клиросе? Лично я считаю, и если не права, то поправьте меня, пожалуйста:  99% — от настоятеля, который молится за всех и за вся. И только 1% регент и певчие.

Почему так много я отдала заслуг (обязанностей) именно священнику? Да потому что «каков поп — таков и приход». Мы на клиросе, как и на светской работе, можем не сработаться друг с другом и поменять место своего трудового обитания на более комфортное и располагающее к молитве. «Рыба ищет где глубже, а человек где лучше».

И каждый из нас, думаю, заслуживает именно тот приход (если вы поёте или проводите богослужения), что имеет на сегодняшний день. Мы пойдём в эту церковь и не пойдём в тот храм. Почему? Ведь Бог един во всех храмах православных?!

Потому что здесь нам нравится, а там молиться что-то или кто-то мешает. Здесь нам рады, а там пихают и толкают всё время на богослужении. И в каком храме служить -регент тоже выбирает сам. Именно светский регент, а не жена священника, которая выучилась на псаломщика и служит на том клиросе, на котором находится её муж — священник.

Почему некому петь на клиросе?

Именно настоятель способствует пению или чтению на клиросе. Ведь, когда у нас на клиросе в Атаманово возникла угроза распада нашего певческого коллектива, то мы все как-то сразу сплотились, и никто не пожелал покидать сей приход. И дело здесь было уже не в деньгах, мы были согласны служить Богу и за меньшее вознаграждение, только бы нас оставили.

Вернее даже не нас, а нашего любимого настоятеля отца Виктора. Но все мы понимали умом, что если уберут нашего настоятеля, то и мы все тоже постепенно уйдём. И дело будет даже не в вознаграждении. Больше оно будет или меньше, это не важно.

Важно то, что разорвётся невидимая цепочка «настоятель — регент — хор — прихожане». Ведь прихожане тоже уйдут на другие приходы.

А для меня до сих пор остаётся загадкой то, что отец Виктор содержит наш огромный, по нынешним меркам для сельского прихода, церковный хор, и вознаграждает всех очень достойно.

От кого ещё зависит пение на клиросе?

Ну, как я себя любимую забуду? :) . Да, да, вы всё правильно поняли, мои дорогие читатели. Без регента и певчих клирос не запоёт. Возможно, будет чтец, который прочтёт всё Всенощное бдение, на все возгласы ответит говорком «Господи помилуй и подай» и прочтёт всю Божественную Литургию… %)

Боже избавь нас от такого. Дай Бог петь до скончания века и только иногда читать (то, что положено по уставу). И дай Бог молиться священнику и вместе с ним хору и прихожанам. Ведь пение на клиросе зависит от нас всех, кто в храме. Так как, соблюдая благоговейную тишину и порядок в храме, прихожане позволяют регенту и хору сосредоточиться на умилительном пении.

А звучащие в храме, чинно и благоговейно, церковные песнопения, способствуют сугубой молитве настоятеля о всех нас. Мы все способствуем пению на клиросе. И от всех нас, православных христиан, случайных прихожан, жертвователей и благотворителей оно(пение на клиросе) и зависит. А вы как думаете?

Жду ваших комментариев и возможных советов для того прихода, что не имеет певчих.

Нажмите на кнопочки, сказав автору блога БлагоДарю:

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:

Об авторе Алёна Аржаных

Я - Алена Аржаных, красивая шатенка из Сибири. Люблю творчество и все новое, что входит в мою прекрасную жизнь. Благодарю Бога-Творца-Источника за то, что Он позволил мне появиться на свет. Я занимаюсь любимым делом. Моё предназначение на этой планете быть счастливой и радостной. Помочь преуспеть всем, кто со мной соприкоснулся. А ещё свою миссию вижу в том, чтобы все желающие обрели и познали себя. В добрый путь всем нам!
Запись опубликована в рубрике Церковные истории с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

29 комментариев: Отчего зависит?

  1. Эмили говорит:

    Спасибо большое, Алена, за ваш сайт,
    Позавчера вернулась в церковь после 5 лет сомнений и сразу пела на клиросе вместе с матушкой, (в новом для меня приходе) это была большая честь для меня, я всегда раньше восхищалась церковным хоровым пением. Но это была скорее попытка петь, т.к. я раньше посещала церковь но мало знала о православии в подробностях хотя всегда считала себя православной и из православной семьи.
    Тексты на старославянском видела впервые и ноты церковных песен тоже, непопадала в слова и много пропускала, чувствовала себя не готовой для этого специфического пения без особой подготовки, а также слышала что мы поем не по нотам, я следовала матушкиному пению, но она призналась что этот приход только восстанавливается после бездействия и она с батюшкой в нем только больше года, она не знает нот и не имеет музыкального образования или хорошего музыкального слуха, но она очень старается петь как может. Прихожан в церкви очень мало, регента не могут найти и петь часто кроме матушки некому. Я когда-то закончила музыкальную школу по классу фортепиано, имею небольшой опыт хорового пения, но талант у меня средний, музыкальный слух есть но не абсолютный как у скрипачей, например. Вчера я тоже пела с ней и ещё с одной девушкой на клиросе, мы фальшивили и я снова не успевала читать слова т к пыталась петь по нотам, но решала что лучше подпевать матушке. Даже не знаю что делать в этой ситуации. Есть возможность посещать другую большую церковь с хором, и быть просто среди остальных молящихся. Думаю я бы чувствовала себя в этом варианте спокойней. С другой стороны чувствую какую-то вину, если покину этот маленький приход. Я обещала матушке что я и она встретимся где есть пианино и я наиграю мелодии по нотам и мы порепетируем немного. Также я хочу научить её нотам и различению длительности нот. Спасибо вашему сайту, я дам матушке ссылку и верю что ей поможет. Верю я бы могла неплохо петь в хоре под руководством регента. но такое пение как наше совсем не вдохновляет, это одноголосие, так как петь хотя бы в терцию надо иметь опыт, я пела в терцию давно, только в музыковеды. Посоветуйте как мне лучше поступить в этой ситуации, ведь они пытаются оживить этот приход. А я хочу приходить на литургию молиться и слушать окрыляющее церковь пение, и также хочу помочь матушке. Заранее спасибо за Ваше мнение

  2. Артем говорит:

    Я долго пою на клиросе в одном из храмов нашей матушки России. Настоятель храма почетный и весьма уважаемый батюшка как среди духовенства так и мирян, ведет службу хорошо, молится, сам он уставщик.. казалось бы что еще надо? Но отношения внутри храма как среди людей, так и среди служАщих ужасающие.. Батюшка никому ничего не платит.. все во «Славу Божию» (такая установка тут «похода в Рай».. чем больше у тебя в жизни скорбей, тем спасительнее путь).. даже просто «Спасибо» редко кому скажет. Одна старая монахиня как-то сказала «…А сам то зарплату получает?» Хор вполне сносный, часто приглашают петь архиерейские службы (За них платит хору священник того прихода куда были направлены). Единственное, «хор задрал высоко нос» вот мы какие,-поем бесплатно!! а сами внутри себя ропщут… Однажды певчие подходили к настоятелю, спросили, ну хоть какую-то зарплату бы нам.. на что ответил «На том свете получать будете…». У меня молодая семья, ребенок, жена — регент (заканчивала регентское училище), поем в этом же храме, так-же бесплатно.. Уже ушли бы отсюда, ну не лежит душа! одно отвращение… однажды уходили (сразу стали злейшими предателями!), пока не родился ребенок.. вернулись снова… До другого ближайшего храма добираться на 2-х автобусах! да с грудным ребенком уже никак… Так-что бывают монастыри! даже в обычных приходах! Да только мы контрактов ни с кем не заключали и обетов никому не давали… вот так еще бывает %)

  3. Дарья говорит:

    Здравствуйте снова,будет правильно,если я уйду из этого храма? Сегодня отпела службу в нем же и подошла к настоятелю с вопросом. На что мне ответили вы на обучении и не получите ни копейки,пока не станете профессионалом… Так опыт такой я наработаю только за несколько лет и тупо умру с голода,пока им стану

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Даша. Я бы на Вашем месте ушла. Но сначала попробовала бы сходить в другие храмы (надеюсь, в Вашем городе их множество) и попроситься на работу там.
      Если чувствуете в себе силы самостоятельно проводить службы (псаломщик-регент), то можно найти храм, где нет регента и некому проводить богослужения. Там и выход у Вас побольше будет и востребованы Вы будете очень сильно.

      «вы на обучении и не получите ни копейки,пока не станете профессионалом…» А как долго Вам там ещё быть на обучении, Вы не спросили у настоятеля? Профессионалами люди не за несколько месяцев становятся, и даже не за несколько лет… У многих на профессионализм уходят десятилетия. Как быть с этим?
      Пусть платит Вам не как профессионалу, ведь даже ученики на производстве стипендию получают и, как Вы правильно заметили, можно ведь ласты склеить от голода. Но, похоже, он не станет Вам платить даже если Вы и станете профессионалом.
      Кушать хочется всем, и даже певчим на клиросе. А тот настоятель, который считает, что мы ангелы и питаемся Святым Духом, тот пусть сам на клиросе и поёт.

  4. Дарья говорит:

    Вот у меня проблема,я пою с конца декабря в храме,я понимаю ранее обучение было,но вот сегодня спели настолько хорошо что некоторые прихожане плакали из за грехов своих. Пели втроем,регент,певчая еще одна и я. Было даже немножко обидно,когда им заплатили,а мне нет. Что делать? Им каждый раз пение оплачивают,а мне нет. Мама говорит смиряйся,а я не могу(

    • Алёна Семёнова говорит:

      Здравствуйте, Дарья.

      Даже в Библии сказано о том, что любой труд вознаграждается. А ПЕНИЕ НА КЛИРОСЕ-ЭТО ТИТАНИЧЕСКИЙ ТРУД!!!
      В ресторане когда поёшь, так один пьяненький гость подойдёт и положит голубовато-зелёненькую купюру на пианино, а здесь….

      Можно конечно и дальше, обижаясь на всех и вся, молчать и излучать недовольство. Но не лучше ли подойти и поговорить с настоятелем? Рассказать о том, что Вас тревожит, о том, что Вы тоже живой человек и будет приятно, если и Ваше пение будет оценено.

      Если Вы поёте хуже тех двух девушек (простите, но я просто предположила), пусть будет выход пониже стоимостью, но он будет всё же. Я думаю так, а Вы сама смотрите, что для Вас лучше: искушаться и роптать дальше, или поговорить по душам и разрешить ситуацию?

      • Дарья говорит:

        Я не против того чтобы петь бесплатно,потому что получаю от этого огромное удовольствие,но ситуация некрасивая вышла( могли бы и пятьдесят рублей дать хотя бы,я бы не обиделась,но чтобы им заплатили по две тысячи каждой,а меня оставили с фигой тоже неприятно,поскольку я и гласы знаю и пою все… Да,возможно,пою хуже их,но прихожане довольны,батюшка тоже… Ситуация непонятная как мне поступить,возникла обида и ощущение того,что меня и за певчую не считают(

        • Алёна Семёнова говорит:

          Обида Ваша оправдана, Даша, и совершенно обоснована. Если платить, то всем, если не платить, то никому.
          Я когда то пела в соборе и там был дифференцированный подход оплаты труда певчим. Мужчинам платили больше, чем женщинам. Но это ещё не самое страшное.

          Смешно было когда певчий-баритон, совершенно не владеющий читкой с листа и не умеющий держать партию самостоятельно, получал за выход на порядок больше, чем женщина — певчая, уверенно поющая не только свою партию, но и умеющая при случае заменить и спеть службу в партии альта, к примеру, будучи сопрано.
          Но меня особенно взволновал момент, когда я узнала о том, что мой выход был равен выходу одной певчей, по уровню пения не очень далеко ушедшей от упомянутого выше горе-певчего.

          Я ушла из хора сразу же с чувством горечи. Потому как ценю свои знания и таланты, дарованные мне Богом, и хочу чтобы и другие их тоже ценили.

          И в Атаманово все мои певчие получают одинаковый выход. Единственно, вновь пришедшие в течение месяца — двух, пока вливаются, получают меньше, но потом их выход за службу становится наравне со всеми.

          • Дарья говорит:

            А вот у нас все по другому( я начала петь в конце декабря. Естественно мне никто не платил,нахожусь на домашнем обучении,спевок у нас нет и поэтому я дома занимаюсь( регент к этому относится с прохладицеи,свои деньги получает и ладно… Когда вливалась в коллектив и обучалась было нормально,считала что кто на обучении тем не платят. Но теперь уже непонимание происходит,чем я хуже них? Почему им платят,а мне нет… Обучение я прошла,подстроилась под них,потому что мы и поем и читаем… С намеком подходила два раза,на меня смотрят как на идиотку… Хорошо хоть не говорят «Какие деньги? Ты вообще о чем?». Вот думаю переговорить с батюшкой и вместе с ним подойти к женщине,которая рассчитывается с певчими

      • Дарья говорит:

        Спасибо Вам огромное за ваш ответ

  5. Николай говорит:

    В названии статьи ошибка: слово «отчего» в данном случае пишется «от чего».

  6. людмила говорит:

    я вам тоже писала дорогая Алена,как у нас хор пополам разделился.И тоже я считаю ооооч многое зависит от настоятеля.Если настоятеля очень любят,всей душой люди привязаны(у меня было такое вначале моего пути)тогда и во славу Божью люди рады петь.Хотя качество конечно ниже.А уж если настоятель не духовник и не любимый так сказать батюшка,тогда однозначно надо людям нормально платить.Есть конечно прихожане ,которые считают ,что «наемники»это плохо.может и так.Но лично я не смогла бы постоянно ходить на службу где ни пение, а вытье. Простите если кого обидела.

  7. Татьяна говорит:

    Мне приходилось быть в одном лице и чтецом, и певцом… в приходах ,где не было ни регента, ни желающих и умеющих петь. Приходилось из прихожан кого-нибудь ставить рядом с собой ( желательно, кто давно воцерковленный , любит службу)… У меня нет музыкального образования. Как нам спеть на два голоса тропарь 7-го гласа на Литургии в Преображение со стихами торжественно? И мне приснилось как задать тон ! Может и неправильно, но этот тон помог нам спеть ! Как мы были счастливы! Поэтому мой ответ на вопрос: » От чего и от кого зависит пение на клиросе?» — от меры ответственности.
    Однажды приехала с батюшкой в сельский храм. Служили Литургию. Пытаются прихожане подпевать.. Прошу остаться после службы.. Никто не остался!!! Я чуть не со слезами спрашиваю прихожанок, которые нас решили напоить чаем : » Некому петь, мы приехали за 120км, я прошу остаться тех, кто пытался мне «помочь»- и ни один не остался! Почему?» Оказалось, у тех,кто чай разливал есть музыкальное образование! Обрадовалась! Давайте с вами попробуем! Что ВЫ, нам некогда… Когда мне было лет 8, бабушка по моей просьбе привела меня в музыкальную школу, я прошла отбор, но оплата обучения была не по карману моей бабушке, которая одна нас воспитывала с сестрой…. Прихожанин, который имеет музыкальное образование, но не хочет помочь , не желает учиться церковному пению- безответственно поступает. Остальное все отговорки..

    • Алёна Семёнова говорит:

      Да, Татьяна, Вы правы.

      Всё отговорки и безответственность. Видимо, так нужно сейчас. такое время. Ладно у Вас простые миряне петь отказались. У меня одна из монахинь, у которой ПОСЛУШАНИЕ петь на клиросе, совершенствоваться в пении не хочет.

      И петь толком не поёт и не ведёт свою партию. Может в любой момент куда-нибудь «заехать», и на спевки ходить отказалась категорически, сказав, что всё знает и умеет. %)
      Хорошо, пусть я не хороший регент, не могу научить, не нравится моя методика обучения, обратись к другому, да к любому поющему человеку, который уполномочен учить, дак нет…
      Это обстоятельство долгое время мне причиняло душевную боль.
      И теперь это уже перестало удивлять и трогать. Дышу, как говорится, ровно. Ну не могу изменить это обстоятельство, поэтому изменила ко всему этому своё отношение. :(

  8. наталья говорит:

    у нас нас на клиросе тоже небольшое вознаграждение,я стою за свечным ящиком и на клиросе. Некоторое время назад,решила не брать деньги за клирос и сказала об этом нашему старосте- казначею (обосновав тем,что плохо брать деньги служа Богу),а через месяц он(староста)сказал,что все равно ,что-то подщитывал,попросил взять их. У меня трудности были финансовые(одна сына воспитываю),я в такое замешательства пришла-думаю ну как же правильно -то будет?! Как вы думаете? Я взяла деньги,за 2 месяца было 1000 с небольшим.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Я не думаю, а беру то, что мне причитается. Почему то на производстве все работают за зарплату, а в храме, порою, работы больше и взаимоотношения среди людей сложнее.
      Но мало того, взаимоотношение не всегда психологически здоровые между работающими в храме, некоторые предпочитают в этой стрессовой ситуации ещё и бесплатно трудиться.

      Нет, я понимаю, если приход бедный и люди приходят помогать в храме от чистого сердца, ничего не требуя взамен. Но это как правило, пенсионеры, у которых есть ежемесячное пособие от государства.
      Попробуй сейчас молоденькая с малышом в храме за бесплатно что — либо поделать. Зубы на полку сложит. И не только свои, но и ребёнка.

      Ну да ладно сама, а вот деточке питание хорошее нужно для роста и развития, за садик сейчас от полутора и выше платят в месяц. Одеть, обуть, игрушки….. %)
      Ещё раз повторюсь, я требы заказываю, свечи покупаю или ещё что, за всё плачу свои кровно заработанные.

      Так почему же, работая в храме, Вы, Наталья, стыдитесь брать деньги? Хорошо, если уж совсем не комфортно, возьмите деньги и десятину верните обратно, бросьте в ящичек для пожертвований.
      тысячу с небольшим получили, сто с небольшим рублей положите на храм. =)

  9. Дарья говорит:

    Дорогая Алёна! Я очень благодарна Вам за Ваш труд!=)
    Ваш блог мне очень помагает=))) =)
    Спаси Вас Господи!!!

  10. Светлана говорит:

    Здравствуйте, Алёна. У нас в храме зарплату получает только священник и помощник по хозяйству. Все трудятся, работают ,поют бесплатно. И требы без платные. И некоторые даже говорят » а вот у нас…». Не буду лукавить я тоже так считала до недавнего времени, но судя по сложившейся ситуации у нас на клиросе не все так уж и хорошо. Клирос рассыпается ушла еще одна певчая. (батюшка поругал за бездушную службу). А так уж они виноваты? служат больше 10 лет нот не знают, последовательности тоже, подпевали и читали куда покажут. Регент заболел , нынешний регент службу знает, а нот нет. Вот и поют что на слух запомнили в ноты смотря, но есть камертон , правда нота задана а поется не знама-чо. Нас осталось трое стойких, и несколько по праздникам, и несколько по обстоятельствам . Кто виноват священник что плохо молился, регент что не научил даже молебен спеть , певчии что без вознаграждения пели как могли.( Зачем на репетиции собираться поём же, еще и обижаемся-поругали.) Конечно деньги могли бы стимулировать но у нас как то стыдно брать. Можно было бы подучится, спеться да у всех семьи домой надо бежать! Можно было бы батюшки быть помягче, с большей любовью относится к добровольцам. И нам побольше ревности, мира и любви к друг другу. Что делать ,подскажите ?

  11. Людмила говорит:

    Здравствуй Алена. Как хорошо что ты есть. С праздником тебя с днем Доброты.
    по теме: Всё зависит от нас всех . По Уставу РПЦ —
    Настоятель : в) забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме;
    прихожане : 33. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма.
    Приходское собрание: н) забота о состоянии церковного пения;
    Приходской Совет: а) осуществляет решения Приходского собрания;
    Кроме того члены Приходского Собрания трудятся в храме на безвозмездной основе.
    Если у Прихода нет средств на оплату приглашенного регента и певчих, то своими силами своих прихожан Настоятель сам заботится о пении чтении.
    У нас в храме по праздникам дети батюшки поют (они далеко живут), а так обычно мы прихожане, разница огромная, но батюшка нас не бросает и ему очень тяжело с нами. Но я очень люблю свой храм и не представляю как можно его оставить если не будет певчих. Если их в деревне нельзя нигде взять то самим надо учиться и читать и петь благоговейно. Поэтому все зависит конечно от настоятеля и от нас прихожан . Поговорки на пустом месте не появляются. Вокруг священника который молится благоговейно- как пчелки на мед слетаются, так и прихожане все запоют , читать даже очередь устанавливать будут. Пойте люди пойте все пойте. Алена спасибо тебе.

    • Алёна Семёнова говорит:

      Спасибо, Людмила, и тебя с праздником Доброты.
      «Если у Прихода нет средств на оплату приглашенного регента и певчих, то своими силами своих прихожан Настоятель сам заботится о пении чтении.»
      Вот именно, Людмила, сам заботится о пении и чтении. Согласна со всеми пунктами. И это правильно. А в том храме моя знакомая ищет певчих настоятелю.
      У нас в Прокопьевске служил отец Роман, может и сейчас служит-не знаю. Так вот он когда приходил на служение в другой храм(престольный или ещё по каким то причинам был приглашён), за ним все прихожане в тот храм шли, куда и он.
      Я это видела своими глазами. Ещё и удивилась, помню, откуда столько народу, а мне и говорят: «А это с Маганака(район там такой) прихожане, за своим батюшкой пришли молиться»
      Дай Бог, чтобы и к этому священнику люди так прилипали, тогда и в певчих недостатка не было бы.
      У отца Романа с клиросом было более, чем всё в порядке. Ведь там реально очередь выстраивалась на попеть и почитать. Всем храмом пели, ведь на клиросе все не поместятся.

  12. Мария говорит:

    Далековато.
    Новокузнецк вполне приличный город. Докатились

    Конечно все зависит от настоятеля. Певческий труд — это труд, и конечно должна быть оплата. Наверное в том приходе настоятель скоро один будет служить.

  13. Мария говорит:

    В каком городе находится приход?

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.