Православное пение.

http://anfir70.ru

Здравствуйте, мои родные.

Вот ещё одно богослужение спели и слава Богу. Начинала петь в субботу вечером вдвоём с Иваном (певчий баритон) и думала уже не запишу никак Степенный антифон Ионафана (Елецких) второго гласа.

Но видимо очень велико было моё желание, народ певчий «подтянулся» к службе и Степенна размещена в Ютубе. Небольшие «косячки» не помешали мне принять решение на её публикацию.

Осталось 4 глас записать и опубликовать.

Планировалось добавить много песнопений и аудио по партиям для удобного разучивания. Но, церковное православное пение оказалось невостребованным, как и я сама в качестве церковнослужителя, и по сему остались только воспоминания о сайте, который когда-то учил пению Осьмогласия и церковного обихода всех желающих и стремящихся красиво петь в церкви.

Если вас на клиросе двое, в терцию петь не обязательно.

В субботу, когда пели вдвоём 103 псалом Самарина, заметила следующее. Партитура написана для четырёхголосного состава, но и звучание только двух партий из четырёх

слушалось вполне прилично.

Это относится к хоровым духовным произведениям, которые написаны не в стиле «партеса», а, сохраняя традиции православного церковного пения, имеют некоторую распевность, подголосочность что-ли и прочие элементы древнерусского церковного пения, позаимствованные из русской народной песни.

Даже нет, не так, не подголосочность, а мелодичность каждой отдельно взятой хоровой партии. Попробуйте спеть тенора, к примеру с басом, без сопрано и альта у того же Ломакина, Бортнянского и других представителей Петербургской церковно — певческой и композиторской школы. Или альта с басом, как у нас в субботу… Будет что-то не понятное и не мелодичное, так как будто не до конца решённая задачка по гармонии одного из студентов консерватории.

И взять, к примеру, песнопение любого представителя Московской церковно — певческой школы или относящего себя к таковой. Спев того же тенора с басом, вы получите полное представление о целостности произведения, о его мелодической и гармонической наполненности. И это не смотря на то, что, из четырёх-шести — восьмиголосной партитуры, звучат только две партии.

Так каким должно быть православное церковное пение?

Вернёмся к Степеннам. Мелодизм здесь буквально «зашкаливает» и звучание даже только двух (любых) партий допустимо на клиросе при богослужении. Потому как, если в одном из голосов выдержанные звуки, то в другом обязательно присутствует некоторое мелодическое развитие и движение. Своего рода мелодия и иссон.

И партии все абсолютно имеют самостоятельное музыкальное движение, что нельзя сказать, к примеру, о духовных произведениях гармонического типа. Ведь там предполагается мелодическое развитие, преимущественно, только верхнего голоса (как правило в партии сопрано). Все остальные играют роль некоторого аккомпанемента к основной мелодии, которая в сопрановой партии.

Ещё я в себе заметила одну положительную вещь. С тех пор, как стала служить по седмичным дням в монастыре, это отразилось и на пении в Атаманово. Опять стала ещё больше ценить то, что оно (Атаманово) у меня есть, и петь более спокойно (опять же, положительный отголосок монастыря). Не, ну надо же хоть что — нибудь положительное отыскать в моём монастырском послушании, так пусть будет хотя бы это (спокойствие, только спокойствие). 🙂

И хотя я своих атамановских певчих постоянно держу в тонусе (не позволяю ни минуты расслабляться), наше атамановское пение (по моему сугубо личному мнению) превосходит пение монахинь в монастыре. Как в певческом плане, так и в духовном. Мне, например, очень трудно молиться при фальши и «шипении» вместо пения, которое раздаётся из уст даже такой «высоко духовной» и «праведной» особы, коей является певчая монахиня Безруковского монастыря.

Ведь фальшь на клиросе просто разрушает любой мой, даже самый маленький, молитвенный настрой. Если песнопение поётся вялым звуком и невнятно проговариваются согласные, зато шипящие и свистящие почему-то удлиняются в пении, придавая и впрямь какое-то зловещее шипение всему звучащему в храме. То здесь нет молитвы у меня, так как я вся, как струна в напряжении от того, что Богу пою плохо.

Могу себе позволить пропустить вечернее или утреннее молитвенное правило, но когда пение на клиросе совершается плохо и я к этому причастна, переживаю так, как будто произошла моя личная драма или беда. Поэтому, всегда строга над любым клиросом, с которым работала, не позволяя халтурить и выжимая, порою, все соки из певчих и прежде всего из себя.

Не навреди…

Какое оно, православное церковное пение? да никакое!!!! Его сейчас, в 2021, попросту и нет. Хочешь Богу служить — будь добр выкладывайся на 250% или пошёл вон с клироса! Извините, что грубо, но иначе никак. Иди подсвечники чистить или полы в храме мой. Работа добрым людям всегда найдётся. Потому как, негоже тебе православное церковное пение своим козлогласием отношением гробить.

Пой так, как будто завтра тебя не станет, как будто сегодня у тебя последний шанс оправдаться перед Богом за все свои грехи и своим пением хоть немного их загладить и умалить. Ведь храмы наши православные пустые стоят. Особенно в субботу. Особенно в маленьких посёлках и деревнях. И это на Руси Православной?!

Потому что она давным-давно уже НЕ ПРАВОСЛАВНАЯ.

У сектантов полторы тысячи за воскресенье народу приходит на богослужение, а у нас в храмах города (со всех вместе взятых) тысяча человек наберётся? Вряд ли… А если ещё и православное клиросное пение оставляет желать лучшего… Потому как чтобы попасть в группу прославления (это на нашем языке у сектантов клирос), нужно  настолько постараться и по усердствовать, и это право заслужить! И поют они очень красиво. А у нас что?

Аааа… Батюшка благословил петь на клиросе, пойду петь.

Хорошо, иди. Но помни о том, Кому и перед Кем ты поёшь. Нет слова «не могу», есть слово «не хочу». НЕ ХОЧЕШЬ — НЕ ПОЙ. Отойди, уступи место более достойному. Даже если этот достойный будет стоять в совершенном одиночестве. НЕ НАВРЕДИ.

Тогда и за православное пение, и за всю нашу Церковь Русскую гордость (в хорошем смысле этого слова) и радость будет в душе у всех, кто пришёл помолиться в православный храм. Ведь там наступит полное отсутствие козлогласия небрежного пения, а вместо этого будет слышен лишь ангельский глас поющих на клиросе.

PS. Читаю, и такая боль! Это невообразимо просто! Храмов понастроили-яблоку негде упасть. А толку? Петь некому. Служить некому. Священников не хватает. Один батюшка на три храма.

Труд певчего, регента не ценится ни на грош. В храме командует кто угодно, только не настоятель. Начальников в юбке хоть метлой поганой выметай. Рот не заткнёшь, так как во всём она права. Ей место за подсвечником, в лучшем случае, а она половину торса в алтарь вывалит и орёт на пономарей, на диаконов и, даже, на священников. Опа!

Всё, умываю руки. Слава Богу за всё. Теперь я не с вами, ура!

Дополнено 18.10.2021

Нажмите на кнопочки, сказав автору блога БлагоДарю:

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:

Об авторе Алёна Аржаных

Я - Алена Аржаных, красивая шатенка из Сибири. Люблю творчество и все новое, что входит в мою прекрасную жизнь. Благодарю Бога-Творца-Источника за то, что Он позволил мне появиться на свет. Я занимаюсь любимым делом. Моё предназначение на этой планете быть счастливой и радостной. Помочь преуспеть всем, кто со мной соприкоснулся. А ещё свою миссию вижу в том, чтобы все желающие обрели и познали себя. В добрый путь всем нам!
Запись опубликована в рубрике Церковные истории с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

18 комментариев: Православное пение.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.